Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Рецензия на коллективную монографию сотрудников Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН «Социокультурные исследования постсоветского транзита в России» отражает краткое изложение как самой монографии, так и размышления автора о многолетних исследованиях Центра
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Согласно идеям социолога Р. Инглхарта, главными факторами, формирующими ценности, являются уровень экономического развития страны, где проживает человек, и доминирующая культура, в условиях которой проходила его социализация во время взросления. Разные страны образуют «культурные зоны» в силу исторически сложившейся связи культурных, религиозных и идеологических взглядов. Изменение ценностей сильно зависит от этих взглядов, и влияние экономического развития уходит на второй план. Культура как социальный институт позволяет нам различать представителей разных этносов, она укоренена в сознании людей и навязывает определённый образ мыслей. В зависимости от культурных традиций одни народы религиозны, другие нет. У одних народов развод и аборт воспринимаются нормально, у других осуждаются. Жизненные ценности – тот самый отпечаток культуры, который определяет мировоззрение людей. На примере сравнительного исследования влияния русской и узбекской культур на жизненные ценности студентов Северного (Арктического) федерального университета автор показывает важность традиций и обычаев, характерных для отдельной культуры. Определив различия между русской и узбекской культурами, которые выражаются в языке, религии, нормах и обычаях, дальнейший анализ посвящён рассмотрению основных жизненных ценностей. В фокусе внимания – три группы респондентов: узбеки из Узбекистана, русские из Узбекистана и русские из России. Среди основных жизненных ценностей рассматриваются «семья, брак», «образование», «любовь», «друзья», «материальный достаток», «религия», «свободное время», «здоровье», «патриотизм», «участие в политической жизни» и «трудовая деятельность». Приведён ранжированный список в порядке важности каждой ценности для всех трёх групп. Представлен анализ содержания данных ценностей, который позволяет определить, в чём сходства и различия между группами и как культурные компоненты влияют на каждую из них. По результатам исследования проявились ценности, которые главным образом зависят от культурных традиций, и те, которые на них не влияют.
жизненные ценности, студенты, культура, иностранные студенты, образование, язык, религия, нормы
Гегер А. Э. 2010. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. № 1. С. 132–141.
Горшков М. К., Шереги Ф. Э. 2010. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 592 с.
Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство. 464 с.
Карандашев В. Н. 2004. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь. 72 с.
Кочергин А. Н. 2008. Культура как система // Вестник ТГПУ. № 1. С. 109–115.
Лопатина С. Л., Костенко В. В., Понарин Э. Д. 2016. Дело не в исламе: отношение к абортам, разводам и добрачному сексу в девяти постсоветских государствах // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIX. № 3. С. 95–115.
Магун В. С., Руднев М. Г. 2008. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 1. C. 33–58.
Магун В. С., Руднев М. Г. 2012. Ценностная гетерогенность населения европейских стран: типология по показателям Р. Инглхарта // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. № 3–4. С. 12–24.
Основы поликультурного образования: потенциал развития в Архангельской области: монография / Н. Ю. Флотская, И. И. Тюрикова, С. Ю. Буланова [и др.]. Архангельск: САФУ, 2017. 96 с.
Руднев М. Г. 2009. Влияние «русскоязычности» на жизненные ценности // Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 28. C. 107–128.
Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования. Часть 2 / Под ред. Г. И. Саганенко. СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. 155 с.
Черемисина Н. В., Ивлиев М. И., Талалаев Д. Д. 2014. Алкоголизм: глобальная проблема современной России // Социально-экономические явления и процессы. № 11. С. 163‑167.
Inglehart R. 1997. Modernization and Postmodernization. Princeton: Princeton University Press. 464 p.
Rudnev M. 2014. Value Adaptation among Intra-European Migrants: Role of Country of Birth and Country of Residence // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 45. № 10. P. 1626‑1642.