Опубликован выпуск 1 (Том 11, 2020) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Волонтеры в экстремальных ситуациях: исследовательское поле
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Редакция . .
Об этом выпуске

 


подробнее...
29.03.2020 г.– 2020. Том 11. № 1
12.12.2019 г.– 2019. Том 10. № 4
30.09.2019 г.– 2019. Том 10. № 3
29.06.2019 г.– 2019. Том 10. № 2
Все номера:
2020 (Том 11)  |  1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Потенциал библиотек в формировании идентичностей читателей (на примере Уфы)


Фадеев П. В., к.соц.н. научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, erving45@gmail.com
ORCID ID=0000-0001-5767-0329
Потенциал библиотек в формировании идентичностей читателей (на примере Уфы)
// Вестник Института социологии. 2019 Том 10. № 4. С. 36-54

DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.603

Дата поступления статьи: 07.09.2019
Скачиваний статьи: 37
Рубрика: Этничность в поликультурном мире

Ссылка для цитирования:
Фадеев П. В. Потенциал библиотек в формировании идентичностей читателей (на примере Уфы) // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 36-54.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.603

For citation:
Pavel V Fadeev. Libraries’ potential for developing readers’ identities (the example of Ufa). Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 36-54
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.603



Аннотация

Мероприятия, проводимые библиотеками в рамках государственной национальной политики, имеют особое значение для республики Башкортостан. Библиотеки постепенно превращаются в центры, где можно не только читать литературу, но и получать дополнительные услуги, с пользой проводить свободное время. Масштабы реализации данной идеи по всей библиотечной сети Башкортостана зависят от финансирования. Статья является попыткой осмысления влияния библиотек на формирование идентичностей читателей. Объектом нашего исследования стали центральная Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди и районные библиотеки № 23 и № 4. Оформление всех библиотек (и центральной, и районных) в первую очередь работает на республиканскую (башкортостанскую) идентичность, хотя и хранит в себе элементы других (уфимской, российской, советской, башкирской). Общим трендом является неизменно важное место, занятое книгами об одном из символов республики – Салавате Юлаеве. Сравнение показало, что центральная библиотека проводит гораздо больше мероприятий, чем любая районная. Бо́льшая часть мероприятий центральной библиотеки нацелена на формирование и поддержание башкирской идентичности. Многие встречи проходят на башкирском языке, а основную аудиторию тематических вечеров составляют башкиры (в меньшей степени посещают данные мероприятия татары и русские). Практически не отражёнными в мероприятиях Национальной библиотеки оказались уфимская, татарская и религиозная идентичности. Районные библиотеки работают по нескольким направлениям одновременно: работа с трудными подростками, нравственное воспитание, краеведение, эстетическое, экологическое направления и т. д. Мероприятия районных библиотек более разнообразны и коррелируют с календарём праздничных дат. Обе районные библиотеки предоставляют книги на разных языках, но основной массив составляют книги на русском. А вот книги на башкирском и татарском языках пользуются меньшим спросом в связи с невостребованностью (их основные читатели – студенты и преподаватели национальных языков, которых немного) и нехваткой популярных книг на национальных языках.

Ключевые слова

библиотека, государственно-гражданская идентичность, республиканская и этническая идентичность, межэтнические отношения

Список литературы

Барма О. 2009. Формирование поликультурной личности пользователя: [роль библиотеки в воспитании поликультурной личности] // Библиотека. № 12. С. 21–22.

Батаева Т. 2009. Интеграция или ассимиляция?: библиотечное обслуживание многонационального населения Финляндии // Библитечное дело. № 17. С. 15–16.

Батаева Т. 2008. Многоголосие по-венгерски: библиотечное обслуживание мультикультурного населения Венгрии // Библиотечное дело. № 8. С. 34–35.

Библиотечная деятельность в условиях культурного и языкового разнообразия (Из опыта работы библиотек Содружества Независимых Государств): сб. ст. / Сост. И. В. Чаднова. М.: Пашков дом, 2009. 167 c.

Гениева Е. Ю. 2008. Библиотека как центр межкультурной коммуникации. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 208 с.

Голубенко Т. Ю. 2009. Региональная библиотечная политика: (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Библиотековедение. № 2. С. 20–25.

Даниленко Т. Т. 2008. Библиотека – объект межкультурных взаимодействий // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии (БАЕ). № 1. С. 53–56.

Дзюба Н. 2009. Язык моих предков исчезнуть не должен: сельские библиотеки Ставрополья в формировании культуры межнационального общения // Библиополе. № 11. С. 64–66.

Езова С. А. 2010. К толерантному мышлению через этикет // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. № 2 (47). С. 86–88.

Зайналова Б. Г. 2009. Воспитание патриотизма, толерантности, нетерпимости к проявлениям экстремизма у детей через книгу и библиотеку // Шк. б-ка. № 4–5. С. 41–43.

Кадырова Л. З. 2009. Возвращение в отчий край: крымско-татарская библиотека – центр национального возрождения: [о Республиканской крымско-татарской библиотеке им. И. Гаспринского] // Библ. дело. № 14. С. 28–31.

Качанова Е. Ю. 2010. Библиотека в мультикультурном пространстве региона // Вестн. ДВНГБ. № 2. С. 23–30.

Кильдина О. К. 2008. Толерантность: дорога к будущему (о программе по воспитанию толерантного самосознания «Единство разных») // Библиотечная орбита: сб. науч.-метод. материалов. Хабаровск. Вып. 16. С. 6–8.

Киселева Л. Б. 2010. Библиотеки Хабаровского края в формировании культуры межнационального общения // Вестник Дальневосточной государственной научной библитеки. № 2 (47). С. 51–58.

Курс И. 2010. Образы настоящего, профили будущего: [Национальная библиотека Удмуртии как один из основных этнокультурных институтов республики] // Библиотека. № 5. С. 57–60.

Лазарева И. В. 2011. По законам добрососедства: формирование межкультурной толерантности // Библиотечное дело. № 2. С. 39–40.

Мокшанова Е. В. 2009. Культурная среда библиотеки как ресурс поликультурного общества // Библиосфера. № 3. С. 25–28.

Наумова Р. В. 2010. Дальневосточная государственная научная библиотека – центр сохранения и развития национальных культурных традиций народов Хабаровского края: концепция развития // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. № 2 (47). С. 35–37.

Худокормова О. 2008. Патриотизм – значит... миролюбие: [международный библиотечный форум «Книга как средство формирования толерантности в системе патриотического воспитания подрастающего поколения», организованный Курской областной библиотекой для детей и юношества] // Библиотека. № 11. С. 64–69.

Чаднова И. В. 2010. Система знаний коренных народов в библиотечном обслуживании (Круглый стол «Библиотечное обслуживание мультикультурного населения») // Информационный бюллетень РБА. № 54. Ч. 2. С. 57–60.

Шарангович Л. А. 2010. Вернуться к своим истокам и вспомнить, кто мы (о Днях национальной культуры в ЦГБ им. Н. Островского г. Комсомольска-на-Амуре // Библиотечная орбита. Вып. 19. С. 5–11.

Якубов Э. Н. 2008. Диалоговое чтение: от этнической идентификации к межэтнической толерантности // Шк. б-ка. № 4. С. 70–72.

Якубов Э. Н. 2008. Толерантность общими усилиями: Сотрудничество библиотек и региональных структур гражданского общества // Вестник библиотек Москвы. № 1. С. 21–25.


Содержание номера № 31. 2019




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: