Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Аксёнова О. В.
Исследования постглобализации в России: методы и результаты

 


подробнее...
01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов

Научная статья

Самсонова Е. А.
Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Новосибирск, Россия
samsonova-ea@ranepa.ru
ORCID ID=0000-0003-2009-9645


DOI: 10.19181/vis.2022.13.3.837
EDN: MARMAK

Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов
// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. С. 179-192

Дата поступления статьи: 21.01.2022
Рубрика: Трибуна молодого учёного

Ссылка для цитирования:
Самсонова Е. А. Социологические факторы влияния образовательной среды на профессиональное выгорание преподавателей вузов // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 3. C. 179-192.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.837. EDN: MARMAK

For citation:
Samsonova E. A. Sociological Factors of the Influence of the Educational Environment on the Professional Burnout of University Teachers. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 3. P. 179-192
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.3.837. EDN: MARMAK



Аннотация

В статье представлены результаты авторского исследования, проведённого в вузах города Новосибирска. Автор исходит из того, что модернизация образования оказывает влияние не только на образовательный процесс в рамках оптимизации преподавания, условий и качества образования, но и на самих его участников, в том числе преподавателей.

Реализация национального проекта «Образование», переход к цифровым технологиям в образовании, современные социально-политические и экономические реалии приводят к принципиальным изменениям условий функционирования высших учебных заведений, росту требований к качеству профессиональной подготовки и появлению новых функций и обязанностей преподавателей. Практика показывает, что нововведения оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на образовательную среду и самих преподавателей как ключевых субъектов реализации образовательной деятельности. По итогам проведённого анализа собранных в ходе полевого исследования данных, автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание преподавателя как синдром ответной реакции, проявляющийся в истощении, снижении продуктивности деятельности, деперсонализации является следствием действия системы факторов. Опираясь на результаты исследования, автор рассматривает широкий спектр профессиональных рисков, выделяя причины возникновения и управленческие переменные, способствующие проявлению профессионального выгорания у преподавателей. Инструментарий исследования позволил определить причины профессионального выгорания, наличие симптомов и признаков, уровень истощения, деперсонализации и редукции. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что усложнение условий профессиональной деятельности, в силу действия системы социологических факторов, приводит к увеличению числа преподавателей с выраженной степенью профессионального выгорания вне зависимости от уровня занимаемой должности, при этом установлена зависимость степени выгорания от стажа преподавательского труда. Также определены области профессиональной деятельности, наиболее уязвимые для деформаций, и возможные меры профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания. Установлено, что профессиональное выгорание преподавателей отрицательно влияет на качество образовательного процесса, приводит к проблемам в кадровом обеспечении вузов и требует разработки управленческих решений по оптимизации образовательной среды с целью минимизации профессиональных рисков и снижения негативного воздействия факторов на здоровье и деятельность преподавателей вузов.

Ключевые слова

социологические факторы, высшее образование, управление образованием, преподаватели вузов, организационная культура, профессиональное выгорание, риски профессионального выгорания, качество образования

Список литературы

 

  1. Асеева И. А. Готовы ли россияне к новой антропотехнореальности? // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 141–156. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.650
  2. Васильев И. А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. 2013. № 4. С. 72–88. DOI: 10.19181/socjour.2013.4.437
  3. Джейранова М. О., Жданова Д. Р., Рубизова А. А., Богданова Т. М. Синдром эмоционального выгорания у преподавателей медицинских вузов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19166 (дата обращения: 12.06.2022).
  4. Кошарная Г. Б., Данилова Е. А., Маракаева К. М. Корпоративная система управления здоровьем // Siberian Socium. 2020. Т. 4. № 2(12). С. 76–89. DOI: 10.21684/2587-8484-2020-4-2-76-89
  5. Курганова И. Ю. Эмоциональное выгорание в деятельности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3 (39). С. 24–26.
  6. Опросник «Профессиональное выгорание». URL: http://imc-mosk.ru/files/Napravlenie%20deyatelnosti/zdorovie/oprosnik-professional-noe-vygoranie.pdf (дата обращения: 10.01.2022).
  7. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2011. 56 с.
  8. Пак С. Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 12.06.2022).
  9. Попова И. П. Самостоятельность в работе: взгляд на долговременные тенденции // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10. № 4. C. 249–267. DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.619
  10. Проказина Н. В., Ланцев В. Л. Роль общественно-профессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы образования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 2. C. 157–173. DOI: 10.19181/vis.2020.11.2.651
  11. Сергеева О. Н. Профессиональное выгорание и социальное здоровье педагога: исследование проблемы // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1(33). С. 38–40.
  12. Яхно А. А. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание в системе здравоохранения Российской Федерации // Альманах сестринского дела. 2009. Т. 2. № 2. С. 34–39.
  13. Freudenberger H. J. Staff Burn-Out // Journal of Social Issues. 1974. № 30(1). Р. 159–165.
  14. Maslach C., Leiter M. P. Chapter 43 – Burnout // Stress: Concepts, Cognition, Emotion, and Behavior / Ed. by G. Fink. Academic Press, 2016. P. 351–357.
  15. Schaufeli W. B., Leiter M. P., Maslach C. Burnout: 35 years of research and practice // Career Development International. 2009. No. 14(3). Р. 204–220.

 


Содержание номера № 42. 2022