Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В современной России четко обозначился тренд последних десятилетий – движение населения с востока и севера в европейскую центральную и южную части страны
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье представлены результаты авторского исследования, проведённого в вузах города Новосибирска. Автор исходит из того, что модернизация образования оказывает влияние не только на образовательный процесс в рамках оптимизации преподавания, условий и качества образования, но и на самих его участников, в том числе преподавателей.
Реализация национального проекта «Образование», переход к цифровым технологиям в образовании, современные социально-политические и экономические реалии приводят к принципиальным изменениям условий функционирования высших учебных заведений, росту требований к качеству профессиональной подготовки и появлению новых функций и обязанностей преподавателей. Практика показывает, что нововведения оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на образовательную среду и самих преподавателей как ключевых субъектов реализации образовательной деятельности. По итогам проведённого анализа собранных в ходе полевого исследования данных, автор приходит к выводу, что профессиональное выгорание преподавателя как синдром ответной реакции, проявляющийся в истощении, снижении продуктивности деятельности, деперсонализации является следствием действия системы факторов. Опираясь на результаты исследования, автор рассматривает широкий спектр профессиональных рисков, выделяя причины возникновения и управленческие переменные, способствующие проявлению профессионального выгорания у преподавателей. Инструментарий исследования позволил определить причины профессионального выгорания, наличие симптомов и признаков, уровень истощения, деперсонализации и редукции. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что усложнение условий профессиональной деятельности, в силу действия системы социологических факторов, приводит к увеличению числа преподавателей с выраженной степенью профессионального выгорания вне зависимости от уровня занимаемой должности, при этом установлена зависимость степени выгорания от стажа преподавательского труда. Также определены области профессиональной деятельности, наиболее уязвимые для деформаций, и возможные меры профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания. Установлено, что профессиональное выгорание преподавателей отрицательно влияет на качество образовательного процесса, приводит к проблемам в кадровом обеспечении вузов и требует разработки управленческих решений по оптимизации образовательной среды с целью минимизации профессиональных рисков и снижения негативного воздействия факторов на здоровье и деятельность преподавателей вузов.
социологические факторы, высшее образование, управление образованием, преподаватели вузов, организационная культура, профессиональное выгорание, риски профессионального выгорания, качество образования