(Не)Религиозное разнообразие и соотношение религиозного, духовного и светского в сознании современного человека Научная статьяРуткевич Е. Д. к.филос.н., доц., Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия ORCID ID=0000-0002-4082-7198Elibrary SPIN=-DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.737(Не)Религиозное разнообразие и соотношение религиозного, духовного и светского в сознании современного человека// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 54-78Дата поступления статьи: 30.06.2021Скачиваний статьи: 168Рубрика: Человек и общество в глобальном постмодерне: социокультурные метаморфозыСсылка для цитирования: Руткевич Е. Д. (Не)Религиозное разнообразие и соотношение религиозного, духовного и светского в сознании современного человека // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 54-78.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.737For citation: Rutkevich E. D. (Non)Religious Diversity and correlation of religious, spiritual and secular in the consciousness of modern man. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 54-78DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.737Текст статьиАннотацияСегодня в мире растёт нерелигиозное разнообразие, которое в данном контексте понимается не как многообразие вер, религий, нерелигий и т. п., но как разнообразие типов нерелигиозного сознания и категорий нерелигиозной идентичности. Здесь рассматриваются лишь некоторые аспекты этой обширной темы. Во-первых, теоретические предпосылки и обоснования изменения западной нерелигиозной идентичности, происходящего в процессе перехода от Вестфальской к поствестфальской системе религиозного управления и становления особого типа плюрализма, формирующегося в процессе дедифференциации религии, глобализации и трансформации «религии места и нации» в транснациональную религию «без места и нации», когда меняется соотношение религиозного, духовного и светского в сознании постсовременного человека. Во-вторых, анализируются истоки и причины этой трансформации нерелигиозного сознания в «долгие 1960-е». В-третьих, прослеживается эволюция таких типов нерелигиозного разнообразия, как «духовные, но не религиозные», «никакие» и «постпротестанты», и связующее их понятие «духовность». Категория «духовные, но не религиозные», иногда воспринимающаяся как сомнительная и неубедительная, появляющаяся в контексте контркультурной духовности, на мой взгляд, очень важна для понимания западной, особенно американской нерелигиозности вообще и происходящих сегодня процессов в частности. Процессов, которые связаны с ростом «никаких» и распространением «постпротестантов», имеющих отношение к культуре Woke, претендующих на роль «спасителей человечества», придающих большее значение «новой постпротестантской этике» (а не религии и традиции), стремящихся к политизации религии, сакрализации политики, расовых и гендерных отношений. Отвергая «старую религию» и провозглашая «новую этику», переходя от идеалов многообразия, всеобщей толерантности и политкорректности к «воинствующему морализму и жестокому догматизму», они подтверждают идею о «сложной нерелигиозности» эпохи «поздней современности», которая представляется знамением времени и требует пристального внимания учёных.Ключевые слованерелигиозное разнообразие, духовность, религия, нерелигиозность, «духовные, но не религиозные», «никакие», «плюрализм», «дедифференциация религии», «постпротестанты», «новая этика», «нерелигиозная «сложность»Список литературы Ammerman N. T. "Spiritual but not Religious? Beyond Binary Choices in the Study of Religion." Journal for the Scientific Study of Religion. Boston University, 2013: 52(2): 57. Accessed 10.04.2021. URL: https://hdl.handle.net/2144/5449 Bellah R.N., Sullivan W. M, Swindler A., Tipton S., Madsen R. Habits of the heart: Individualism and commitment in American life. New York, Harper and Row, 1985. 355p. Berger P. The Many Altars of Modernity. Towards a Paradigm for religion in a Pluralist Age. De Greuter, 2014: 147. Berger P., Davie G., Fokas E. Religious America, Secular Europe? Ashgate, Great Britain, 2008: 168. Beyer P. Religion in the Context of globalization. A Developing of theoretical perspective. In: Religion in the context of globalization. Essays on concept, form and political implications. Routledge, 2013: 1–23. Beyer P. Beaman L. Dimensions of Diversity: Towards a More Complex Conceptualization, Basel, Switserland, 2019: 1–15. Accessed 10.04.2021. URL: http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ Bottum J. An Anxious Age: The Post- protestant Ethic and the Spirit of America. New York, Image Press, 2014: 296. Brown C. G. Religion and Demographic Revolution: Women and Secularization in Canada, Ireland, UK, and USA since 1960s. Woodbridge, 2012: 305. Brown C.G. The Secularisation Decade: What the 1960s have done to the study of religious history. In: The decline of Christendom in Western Europe 1750-2000. Ed. by McLeod H., Ustorf W. Cambridge, 2003: 29–46. Сasanova J. Public Religions in the Modern World. The University of Chicago Press, Chicago, London, 1994: 320. Chaves M. American Religion: Contemporary Trends. Priston, New York, Prinston University Press, 2017: 172. Fuller R.C. Spiritual, but not Religious: Understanding Unchurched America. Oxford, UK, Oxford University Press, 2001: 224. Fursett I., Kuhle L., Lundby K., Lovheim M. Religious Complexity in Nordic Public Spheres. Nordic Journal of Religion and Society, 2019: 1: 32: 71–90. Heelas P., Woodhead L., with Seel.B., Szerzhynski B., Tusting K. The Spiritual Revolution. Why Religion is Giving Way to Spirituality. Blackwell, USA, UK, 2005: 204. Hout M. and Fischer C.S. Explaining Why More Americans Have No Religious Preference: Political Backlash and Generational Succession, 1987–2012. Sociological Science, 2014: 1: 423–447. Klainerman S. How to fight the enemies of academic freedom? “Quillette”. Accessed 10.08.2020. URL: https://quillette.com/2020/08/10/how-to-fight-the-enemies-of-academic-freedom/ McLeod H. A Religious Watershed? The “Long Sixties” in Long-Term Perspective, SZRKG, 107, 2013: 15–31. Pasture P. 2013. Dechristianization and the changing religious landscape in Europe and North America since 1950. In: The Sixties and Beyond: Dechristianization in North America and Western Europe, 1945–2000. Ed. by Christie N., Gauvreau M. Toronto, 2013: 367–402. Post-protestantism’s Anxious Age Revisited: A conversation with Joseph Bottum, September 9, 2020. Accessed: 10.04.2021. URL: https://albertmohler.com/2020/09/09/joseph-bottum Rauschenbusch W. Christianity and Social Crisis. New York, The Macmillan company; London, Macmillan & co. ltd., 1907: 458. Ribberink E., Achtenberg P., Houtman D. A post-secular turn in attitudes towards religion? Anti-religiosity and anti-Muslim sentiment in Western Europe. Rassegna Italiana di Sociologica, 2017: 4: 802–829. DOI: 10.1111/jssr.12335 Voas D., Day A. Recognizing Secular Christians: Towards An Unexcluded Middle in the Study of Religion. ARDA GUIDING PAPER. Accessed 10.04.2021. URL: http://www.thearda.com/rrh/papers/guidingpapers/voas_essay.doc Voas D., Chaves M. Is the United States a Couterexample to the Secularization Thesis? American Journal of Sociology, 2016: 121: 5 (March): 1517–1556. Woodhead L., Intensified Religious Pluralism and De-differentiation: the British Example. Department of Politics, Philosophy and Religion, Lancaster, University, County South, Lancaster LA1 4YQ, UK.Springerlink.com, 2016: 41–46. Wuthnow R. The Cultural Turn: Stories, Logics and the Quest for Identity in American Religion. In: Contemporary Religion. Ed. by Becker P., Eiesland N. Walnut Greek, AltaMira, 1997: 245–265. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3