Образовательные тренды современной российской молодёжи

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Образовательные тренды современной российской молодёжи

Научная статья

4a style='text-decoration:underline;' href=index.php?page_id=1515&id=1677&jid=464&jj=7>Пузанова Ж. В. д.соц.н., проф., Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия, Puzanova-zhv@rudn.ru
ORCID ID=0000-0002-7405-3303
Гаспаришвили А. Т., к.филос.н., доц., старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, gasparishvili@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-2832-4122
Elibrary SPIN=4738-0657
4a style='text-decoration:underline;' href=index.php?page_id=1515&id=1678&jid=464&jj=7>Ларина Т. И. к.соц.н., доц., Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия, larina-ti@rudn.ru
ORCID ID=0000-0003-1331-1302
Elibrary SPIN=4607-6817
Образовательные тренды современной российской молодёжи
// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 3. С. 53-68


Скачиваний статьи: 338
Рубрика: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Пузанова Ж. В., Гаспаришвили А. Т., Ларина Т. И. Образовательные тренды современной российской молодёжи // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 3. C. 53-68.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.22.3.470

For citation:
Puzanova Z. V., Gasparishvili A. T., Larina T. I. Educational trends among contemporary Russian youths. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 3. P. 53-68
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.22.3.470

Аннотация

Статья представляет собой аналитический обзор основных трендов, выявленных на основе статистических данных, предоставленных Департаментом государственной политики в сфере высшего образования, Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО), Федеральной службой государственной статистики за 2015 г. В фокусе рассмотрения авторов такие вопросы, как баланс между запросом рынка труда и востребованностью абитуриентами образования различных уровней, контингент учащихся и их вовлечённость в высшее (ВПО), среднее (СПО) и начальное профессиональное образование (НПО), прогнозы приёма. Также рассматривается «Атлас новых профессий» с описанием областей специализации, которые вскоре появятся на рынке труда, и профессий, которые с него исчезнут. В первую очередь такие изменения вызваны развитием и востребованностью информационных технологий. Основным результатом исследования является выделение четырёх трендов в сфере современного российского образования, актуальных на данный момент. Первый из них связан с тенденцией к массовости. Второй тренд – снижение вовлечённости в НПО и незначительное увеличение вовлечённости в СПО при значительно возросших показателях вовлёченности в ВПО, что создаёт ситуацию недостатка специалистов «рабочих» профессий. Третий – чрезмерная популярность определённых специальностей среди абитуриентов при отсутствии потребности рынка труда в таком количестве специалистов. Четвёртый тренд – несоответствие популярных сегодня профессий, связанных с экономикой, образованием и медициной потребностям всех секторов экономики в первую очередь в информационных технологиях. Представленные данные дают возможность при открытии статистических данных за 2016‑17 гг. «достроить» тренды и посмотреть, какие из них сохранят свою значимость.

Ключевые слова

Болонская система, ВПО, СПО, НПО, атлас профессий, прогнозы приёма

Список литературы

Атлас новых профессий. Официальный сайт. URL: http://atlas100.ru/ [Дата посещения: 15.01.2017].

Высшее образование в России: новости, проблемы, тенденции / Под ред. И. Н. Фролова. М.: Академический холдинг, 2017. С. 70–75.

Индикаторы образования: 2017 // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Официальный сайт. URL: https://www.hse.ru/primarydata/io2017 [Дата посещения: 15.01.2017].

 


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 3