Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Актуализация исследовательского интереса к проблематике базового дохода обусловлена растущими неравенствами в различных сферах жизни людей, несправедливостью распределения материальных и социальных благ в современных капиталистических государствах
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье рассматриваются различные подходы к непрерывному образованию в течение жизни. Проанализированы документы, в которых рассматривается непрерывное образование: доклад Э. Фора «Учиться быть», представленный в 1972 г. ЮНЕСКО; доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) «Повторяющееся образование: стратегия для обучения в течение жизни»; доклад Международной комиссии по образованию для XXI в.: «Образование: сокрытое сокровище». Продемонстрирована их практическая значимость. Важным является осознание международным сообществом необходимости непрерывного образования. Аргументируется необходимость постановки во главу угла вопроса о необходимости непрерывного развития человеческой личности, что невозможно без постоянного общекультурного развития. Смыслом и ценностью образования на протяжении всей жизни становится личность обучаемого, развитие её индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры, формирование у них способностей к её сохранению и развитию. Выявлены негативные тенденции профессионального образования специалистов высшего и среднего звена: повышенный интерес в процессе профессиональной подготовки специалистов высшего и среднего звена к прикладному «полезному» знанию в ущерб фундаментальному; склонность к инструментальному обучению будущих профессионалов-функционеров, быстро достигающих прагматических целей, принципиально не связанных со смысло-жизненным гуманитарным контекстом; понимание задач воспитания, развития личности как сопутствующих процессу становления личности будущего профессионала. Данные тенденции оцениваются как тревожные, так как переход в новое информационное общество усложнил требования к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а важнейшим профессиональным качеством специалиста любой сферы деятельности.
образование в течение жизни, повторяющееся образование, непрерывное образование взрослых, общекультурное развитие
Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и её оценка // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. 400 с.
Ключарёв Г. А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008.
Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». М., 2007.
Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2010. № 4. С. 163–169.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 539 с.
Ариарский М. А. Прикладная культурология. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Эго», 2001. 288 с.
Национальная доктрина образования в РФ // Приложение к Постановлению Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».
Браже Т. Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в XXI веке: теоретический аспект // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2005. № 1. С. 15–17.
Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2009. № 4. С. 47–51.
Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образование. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. С. 45–50.
Киселева О. О., Позднякова О. М. Педагогический потенциал культуры – фактор профессионального становления специалиста // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2008. № 4. С. 3–6.