Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Данная статья знакомит читателя с размышлениями о фундаментальном научном издании Ж
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье ставится проблема недостаточного внимания к объективным детерминантам поведения людей в эмпирических социологических исследованиях. Материалом для обобщений и выводов служит лишь субъективная информация, объективные детерминанты рассматриваются в ограниченном объёме, в результате ситуация, вызвавшая то или иное поведение, игнорируется. Чтобы учесть в эмпирическом социологическом исследовании не только феномены сознания, но и социальный контекст, в котором эти феномены проявляются, необходима методология ситуационного анализа. Рассматривается ряд концепций, позволяющих описать элементы ситуации, механизма взаимодействия агентов, её конструирующих. В их числе теория фреймов И. Гофмана, базовые положения активистской парадигмы в социологии (теория социального становления П. Штомпки), теория становления правил Т. Барнса и Е. Флэм, совмещающая структуральный и активистский подходы, субъект-объектный подход и некоторые другие. Анализ указанных концепций позволил создать модель ситуационного анализа на предприятии, одним из основных её элементов является контекст, в котором возникает та или иная проблема, представляющий собой сочетание природных (географических), экономических, политических и культурных условий. Ситуация в этой модели рассматривается как цепь событий, включающих взаимодействие и взаимосвязь между действующими лицами; самих этих лиц со средой и общий смысл, который придают ситуации её участники. Ситуация имеет событийные рамки, эпизоды, временные и социальные параметры. Кроме того, ситуацию все, кто включён в неё, интерпретируют, исходя из своих интересов, сферы компетенции, ценностного отношения к ключевому событию. Эти интерпретации являются элементом анализа и обозначаются как «определение ситуации». Данный подход к анализу социальной ситуации на предприятии позволит выделить комплекс значимых объективных и субъективных параметров изучаемой проблемы; сформировать систему признаков и индикаторов, дающих возможность сравнивать динамику развития социальных процессов на предприятии; определить условия влияния множества разных факторов на развитие ситуации.
ситуация, контекст, определение ситуации, субъект, поведение, анализ концепций