Опубликован выпуск 3 (Том 10, 2019) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Сетевизация общества: социально-политический ракурс
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Широкалова Г. С.
Что происходит в социальной структуре российского общества?

В рецензируемой монографии Ж
подробнее...

30.09.2019 г.– 2019. Том 10. № 3
29.06.2019 г.– 2019. Том 10. № 2
27.03.2019 г.– 2019. Том 10. № 1
17.12.2018 г.– 2018. Том 9. № 4
Все номера:
2019 (Том 10)  |  3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования


Ключарев Г. А., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Kliucharev@mail.ru
Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования
// Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 35-66


Скачиваний статьи: 697
Рубрика: Тема номера: Образование и молодёжь в России

Ссылка для цитирования:
Ключарев Г. А. Приватизация как модернизационный путь развития профессионального образования // Вестник Института социологии. 2011. № 2. C. 35-66.


For citation:
G.A. Kliucharev. Privatization as a modernization way of development of vocational education. Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1. P. 35-66


Аннотация

В контексте вхождения России в Болонский процесс и признания принципа непрерывности образования на протяжении всей жизни в настоящей статье анализируется один из возможных путей модернизации профессиональной школы – расширение негосударственного (частного) сектора. Частные инвестиции в образование по сравнению с государственным финансированием обеспечивают более высокую адаптабельность учебного процесса к быстро изменяющимся требованиям рынка труда. Доля негосударственного профессионального образования варьируется в различных странах в зависимости от уровня экономического развития и культурно-исторических традиций. Процессы приватизации в образовании характерны на начальных и наиболее динамичных этапов экономических трансформаций, а по мере перехода к стабильным, устойчивым режимам темпы приватизации приостанавливаются, достигнув постоянных значений. Увеличение доли финансовых активов негосударственного происхождения в системе российского профессионального образования, подготовки и переподготовки работников является объективной необходимостью, которая определяется развивающимися экономическими отношениями. Финансовая независимость от государства создаёт условия для распространения новых технологий на сферу образования в целом, обеспечиваются академические свободы и университетская автономия, что создаёт необходимые условия для инноваций в условиях модернизации экономики. В России за последние 10–15 лет появились несколько сотен учебных заведений, источником финансирования которых являются исключительно негосударственные и частные средства. В настоящее время рост числа частных вузов приостановился, а конкуренция с государственными учебными заведениями обострилась, произошло замедление модернизации образования и прироста его инновационного потенциала. С другой стороны, в государственном образование увеличивается доля внебюджетных средств. Приватизация, в широком смысле этого термина, в целом положительно воспринимается подавляющим большинством экспертов и, отчасти, населением. Частные учебные заведения в самые ближайшие годы перемещаются всё больше в сферу неформального и внесистемного образования и с создадут там инновационную образовательную среду, которая будет более чутко реагировать на меняющиеся запросы рынка труда, постепенно сформирует самонастраивающуюся систему подготовки, переподготовки и трудоустройства экономически активного населения.

Ключевые слова

частное образование, негосударственные вузы, университеты, взрослые учащиеся

Список литературы

1. Арефьев А. Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: ЦСИ, 2007. С. 585–586.

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. С.228–236, 340–356.

3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Национальный проект «Образование»: Оценки экспертов и позиция населения. М.: ЦСПиМ, 2008. С. 55–61.

4. Ключарев Г. А. Дополнительное профессиональное образование: особенности, эффективность, перспективы // Социологические исследования. 2010. № 2. С. 85–93.

5. Образование в РФ: 2007. Статистический сборник. М.: Минобрнауки – ГУ ВШЭ, 2007.

6. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад. Общественная палата РФ. Рук. Кузьминов Я. И. М.: ГУ–ВШЭ, 2007.

7. Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 гг. Постановление Правительства РФ № 803, 23.11.2005.

8. Федеральный закон «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992.

9. Шереги Ф. Э. Изучение эффективности системы дополнительного профессионального образования. Материалы исследования. М.: ЦСПиМ, 2008. 64 с.

10. Aspin D., Chapman, J. D. Lifelong Learning: Concepts and Conceptions // International Journal of Lifelong Learning. 2000. № 2. P. 16.

11. Baker D.; LeTendre G. National differences, global similarities: world culture and the future of schooloing. Stanford, CA: Stanford University Press, 2005

12. Belfield С. Economic Principles for Education: Theory and Evidence. Edward Elgar, Cheltenham, 2003.

13. Brunner J. J.; Tillett A. Higher Education in Central Asia: the challenges of modernization (case studies from Kazakhstan, Tajikistan, the Kyrgyz Republic and Uzbekistan). Washigton, DC: World Bank, 2007.

14. Delor J. The White Paper on competitiveness and economic growth. Commission of the European Communities. Paris, 1994.

15. Foley G. Dimentions of Adult Learning. Open University Press. Sydney. 2004. 360 p.

16. German Alvarez-Mendiola. Lifelong Learning policies in Mexico: context, challenges and comparisons // Compare. 2006. Vol. 36. № 3. September. P. 379–399.

17. Heyneman P. S., Anderson H. K., Nyraliyeva N. The cost of corruption in higher education // Comparative Education Review. 2008. № 52 (1). P. 1–26.

18. Illich I. Deschooling Society // http://www.arvindguptatoys.com/arvindgupta/DESCHOOLING.pdf [Дата посещения: 11.02.2011].

19. Jacoby S. Inside Soviet schools. NY: Schocken Press, 1974.

20. Le Magazine Education and Culture in Europe. European Commission. 2001. № 15. P. 9.

21. Newell A., Reilly B. Rates of return to educational qualifications in the transitional economies // Education Economics. 1997. № 1. P. 67–84.

22. Not just the economy: Public value and adult learning // C. Flint, C. Huges (eds.). National Institute for Adult and Continuing Education. NIACE, Leichester, 2009.

23. Silova I.; Johnson M.; Heynemn P. S. Education and the crisis of social cohesion in Azerbaijan and Central Asia // Comparative Education Review. 2007. № 51 (2), P.  159–180.

24. Zemaitaityte I. Neformalusis Suaugusiuju Svietimas: Pletros tendencijos dabartineje Europoje. Vilnius: Mykolo Romerio Universitetas, 2007. P. 147–149.


Содержание номера № 2. 2011




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: