Поколенческие отношения в научно-педагогической общности: к постановке проблемы Научная статьяАмбарова П. А. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия p.a.ambarova@urfu.ruORCID ID=0000-0003-3613-4003Elibrary SPIN=1351-6671Зборовский Г. Е. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия garoldzborovsky@gmail.comORCID ID=0000-0001-8153-0561Elibrary SPIN=9068-9732Костина Н. Б. д.соц.н., проф., Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия kostinanb30@gmail.comORCID ID=0000-0003-1928-4835Elibrary SPIN=8328-9080DOI: 10.19181/vis.2025.16.3.9EDN: EQIPNOПоколенческие отношения в научно-педагогической общности: к постановке проблемы// Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. С. 162-186Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 25-18-00206.Дата поступления статьи: 28.05.2025Рубрика: Проблемы российского образованияСсылка для цитирования: Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Костина Н. Б. Поколенческие отношения в научно-педагогической общности: к постановке проблемы // Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. C. 162-186.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.9. EDN: EQIPNOFor citation: Ambarova P. A., Zborovsky G. E., Kostina N. B. Generational Relationships in the Academic and Teaching Community: A Problem Statement. Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3. P. 162-186DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.9. EDN: EQIPNOТекст статьиАннотацияАктуальность изучения поколенческих отношений в научно-педагогической общности обусловлена значительными пробелами в социологических исследованиях высшей школы. Образовательная общность вузовских научно-педагогических работников обладает сложной структурой, одной из разновидностей которой является поколенческая. Ее состояние и динамика изменений влияют на функционирование современных российских университетов, вызывая озабоченность как научно-педагогических работников, так и представителей университетского управления. Проблемы поколенческих отношений внутри общности научно-педагогических работников, обусловленные дисбалансами ее поколенческой структуры, стали предметом данной статьи. Целью представленного исследования является определение содержания и характера поколенческих отношений внутри научно-педагогической общности. В статье представлен анализ понимания научно-педагогическими работниками проблем поколенческих отношений, включая признаки их кризиса, ориентации на идеал межпоколенческих отношений. Рассмотрены причины актуализации поставленной проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, научная новизна, обозначены возможности использования результатов исследования для решения важных задач развития вузов. Наряду с обзором литературы по данной проблематике представлен анализ теоретических оснований исследования с акцентом на концептуальное обоснование поколенческой проблематики в работах К. Мангейма. Эмпирической основой статьи являются данные двух социологических исследований (2023–2024 гг.), полученные в ходе проведения полуструктурированных интервью с представителями разных поколений научно-педагогических и административно-управленческих работников российских вузов. Научная новизна статьи состоит в фокусе внимания на противоречиях поколенческих отношений в среде научно-педагогических работников и выявлении потенциальных зон межпоколенческих напряжений и конфликтов. Основными результатами данного исследования являются: интерпретация ориентации научно-педагогических работников на достижение баланса поколенческих отношений; характеристика «политики омоложения» как фактора актуализации негативных возрастных стереотипов; определение научных школ и научного наставничества как бесконфликтных зон поколенческих отношений. Авторы указывают на риски преувеличения роли молодого поколения, порождаемые государственной политикой в сфере высшего образования. Сделан вывод о слабой обоснованности управленческой оценки поколенческой структуры вуза исключительно по количественным параметрам соотношения доли представителей молодого и старшего поколений научно-педагогических работников.Ключевые слованаучно-педагогическая общность, научно-педагогические работники, административно-управленческие работники, межпоколенческие и внутрипоколенческие отношения, поколение в вузе, баланс поколенческих отношений, негативные возрастные стереотипы, научные школы, научное наставничествоСписок литературы Барсуков И. Н. Причины и последствия конфликта поколений как социальной проблемы «стареющих» государств // Социальное пространство. 2016. № 5(7). URL: http://socialarea-journal.ru/article/2069?_lang=en (дата обращения: 27.02.2025). Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «Поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. № 1. С. 1–64. EDN: VBVYTA. Видясова Л. А., Григорьева И. А. и др. Карьерные ожидания пожилых в России: на основе анализа базы резюме с портала Роструда «Работа России» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024. № 1. С. 26–47. DOI: 10.14515/monitoring.2024.1.2430; EDN: OKOFJO. Волков Ю. Г. Межпоколенческое взаимодействие в российском обществе: поиск языка согласия и взаимопонимания // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 3. C. 30–42. DOI: 10.23683/2227-8656.2018.3.2; EDN: USUAHO. Волкова Н. В., Чикер В. А. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Вестник СПБГУ. Менеджмент. 2016. № 4. С. 79–105. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2016.404; EDN: VLHYJT. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развитии // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 5. С. 147–180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180; EDN: DQKMBA. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Противоречия развития научно-педагогического сообщества как проблема зарубежных и отечественных исследований // Социологическая наука и социальная практика. 2023. Т. 11. № 1. С. 8–25. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.1.1; EDN: BBPWCF. Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодежи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28. № 4. С. 56–74. DOI: 10.19181/nko.2022.28.4.5; EDN: QATYVU. Катерный И. В. Развитие теории кризиса в социологии: эволюция идей и современность // Социологические исследования. 2023. № 10. С. 14–26. DOI: 10.31857/S013216250028301-4; EDN: HYHUDT. Козырева П. М., Смирнов А. И. Взаимодействие поколений в современной России: эволюция сближения // Социологические исследования. 2021. № 11. С. 49–60. DOI: 10.31857/S013216250014949-6; EDN: KNAYMK. Мангейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции / Пер. с англ. Е. Я. Додина. М.: ИНИОН РАН, 2000. 164 с. EDN: LAFQOX. Мифы и реальность о поколении зумеров. Доклад. М.: ИНЦ; ГК ЛАНИТ, 2022. 74 с. Омельченко Е. Л. Забытое поколение X. Ретроспективный взгляд из будущего // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Т. 16. № 2. С. 10–28. DOI: 10.19181/inter.2024.16.2.1; EDN: AATYIC. Омельченко Е. Л., Лисовская И. В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66–92. DOI: 10.14515/monitoring.2022.2.2078; EDN: XIXVYB. Радаев В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: ВШЭ, 2019. 224 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1985-1; EDN: STOTFS. Семенова В. В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213–237. EDN: PEOBWX. Синявская О. В., Червякова А. А. и др. Помогающие и счастливые? Влияние социальной активности на счастье людей старше 50 лет в европейских странах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 237–258. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.12; EDN: JQDDWR. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным / Пер. с англ. А. Толмачева. М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с. Троцук И. В. «Умолчания» поколенческого анализа: объективное и субъективное значение возраста // Вестник РУДН. Социология. 2015. Т. 15. № 2. С. 19–35. EDN: TPTDDF. Шанин Т. История поколений и поколенческая история // Человек. Сообщество. Управление. 2005. № 3. С. 6–25. EDN: OLBGBQ. Щелкин А. Г. «Отцы и дети» – социологический портрет поколений в онтологическом интерьере // Петербургская социология сегодня. 2022. № 18. С. 5–34. DOI: 10.25990/socinstras.pss-18.htp8-1j56; EDN: DUPRNX. Aboim S., Vasconcelos P. From political to social generations: A critical reappraisal of Mannheim’s classical approach // European Journal of Social Theory. 2014. Vol. 17. No. 2. P. 165–183. DOI: 10.1177/1368431013509681. Bengtson V., Giarrusso R. et al. Solidarity, conflict, and ambivalence: Complementary or competing perspectives on intergenerational relationships? // Journal of Marriage and Family. 2002. Vol. 64. No. 3. P. 568–576. DOI: 10.1111/j.1741-3737.2002.00568.x. Berk R. A. Multigenerational diversity in the academic workplace: implications for practice // Journal of Higher Education Management. 2013. Vol. 28. № 1. P. 10–23. Chavez M. J. A. Generational Diversity in the Academia: Ramifications and Challenges for Educational Leaders // Journal of International Education and Leadership. 2015. Vol. 5. Iss. 1. P. 1–9. Connolly J. Generational conflict and the sociology of generations: Mannheim and Elias reconsidered // Theory, Culture & Society. 2019. Vol. 36. No. 7–8. P. 153–172. DOI: 10.1177/0263276419827085. Duffy B. The Generation Myth: Why When You’re Born Matters Less Than You Think. Hachette UK, 2021. 288 p. Eyerman R., Turner B. S. Outline of a theory of generations // European journal of social theory. 1998. Vol. 1. No. 1. P. 91–106. DOI: 10.1177/136843198001001007. Favretto A. R., Balduzzi G. Intergenerational Justice as Intergenerational Inclusion: New Challenges for Welfare Systems // REI – Revista Estudos Institucionais. 2020. Vol. 6. No. 3. P. 1417–35. DOI: 10.21783/rei.v6i3.447. Krawchenko T., Foster K. “Generationing” Public Policy: A Multicountry Review of Intergenerational Equity Policies // Public Policy and Governance Review. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 95–119. Pilcher J. Mannheim's Sociology of Generations: An Undervalued Legacy // British journal of sociology. 1994. Vol. 45. No. 3. P. 481–495. DOI: 10.2307/591659. Sato Y. Intergenerational Inequalities and Policy Options for Achieving Generational Balance in Japan // Modern Macroeconomics with Historical Perspectives. Springer Singapore, 2023. P. 107–127. DOI: 10.1007/978-981-99-1067-0_6. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York, William Morrow & Co, 1991. 538 p. Urick M. J., Hollensbe E. C. et al. Understanding and Managing Intergenerational Conflict: An Examination of Influences and Strategies // Work, Aging and Retirement. 2017. Vol. 3. Iss. 2. P. 166–185. DOI: 10.1093/workar/waw009. Van Rossem A. H. D. Generations as social categories: An exploratory cognitive study of generational identity and generational stereotypes in a multigenerational workforce // Journal of Organizational Behavior. 2019. Vol. 40. No. 4. P. 434–455. DOI: 10.1002/job.2341. Velarde J., Caballero K. et al. Diversidad Generacional: Desafíos para la educación universitaria en el siglo XXI // Revista de Filosofía. 2022. Vol. 39. № 102. P. 664–673. DOI: 10.5281/zenodo.7063329. Wistow J. The intergenerational contract // Social Policy, Political Economy and the Social Contract. Bristol University Press, Policy Press, 2023. P. 130–144. DOI: 10.51952/9781447352624.ch007. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3