Научно-педагогическое сообщество вузов России как объект мобилизации ресурсности
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Аксёнова О. В.
Исследования постглобализации в России: методы и результаты

 


подробнее...
01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Научно-педагогическое сообщество вузов России как объект мобилизации ресурсности

Научная статья

Зборовский Г. Е. д.соц.н., проф.,
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
garoldzborovsky@gmail.com
ORCID ID=0000-0001-8153-0561
Амбарова П. А. д.соц.н., проф.,
Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия
borges75@mail.ru
ORCID ID=0000-0003-3613-4003


DOI: 10.19181/vis.2023.14.4.15
EDN: TGHMYX

Научно-педагогическое сообщество вузов России как объект мобилизации ресурсности
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. С. 271-287

Исследование выполнено за счет гранта РНФ № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/

Дата поступления статьи: 19.05.2023
Рубрика: Система образования: ресурсы и потенциал развития

Ссылка для цитирования:
Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогическое сообщество вузов России как объект мобилизации ресурсности // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 4. C. 271-287.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.4.15. EDN: TGHMYX

For citation:
Zborovsky G. E., Ambarova P. A. Scientific and Pedagogical Community of Russia Universities as an Object of Resource Mobilisation. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 4. P. 271-287
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.4.15. EDN: TGHMYX



Аннотация

Статья посвящена теоретическому осмыслению феномена мобилизационного управления ресурсностью научно-педагогического сообщества (НПС) российских университетов. В фокусе внимания оказались понятия ресурсности НПС и ее мобилизации как одной из моделей университетского управления. Цель статьи – раскрыть потенциал теорий мобилизации ресурсов, социальной общности, ресурсных концепций в концептуализации понятия мобилизации ресурсности НПС. Авторы рассматривают основные идеи и тезисы теорий, сложившихся в отраслях социологического знания, отличных от социологии высшего образования, и адаптируют их к контексту университетского управления НПС. Актуализирована авторская интерпретация понятия НПС как социальной общности и социально-профессионального сообщества в свете ресурсных концепций. Обсуждается содержание понятия ресурсности НПС как совокупности возможностей, в которые данное вузовское сообщество конвертирует средства и способы своей профессиональной деятельности, а также сопряженные с ней свойства, присущие научно-педагогическим работникам как социально-профессиональной общности. Один из основных результатов статьи связан с обоснованием подхода к классификации ресурсов НПС. Предлагается выделять и учитывать в практиках университетского управления пять блоков ресурсов – социально-демографический (количественный, возрастной, гендерный ресурсы); научно-исследовательский (исследовательский, публикационный, темпоральный ресурсы); педагогический (ресурсы образовательно-педагогический, повышения научно-педагогической квалификации, наставничества); ресурсы взаимодействия научно-педагогических работников (НПР) и научных коллективов (коммуникативный, ресурс научных школ и коллективов); морально-символический (символический и морально-идеологический ресурсы). Рассматривается мобилизационный университетский менеджмент как стратегия управления НПС, предполагающая концентрацию ресурсов и усилий НПР на стратегических направлениях и задачах развития университетов. В качестве предпосылок такого управленческого подхода обосновывается учет и актуализация процессов самоорганизации НПС как сложного и высокопрофессионального сообщества, восстановление понимания, доверия, солидарности между ним и административно-управленческим корпусом университетов. Ставится вопрос об акторах мобилизации ресурности НПС, которые должны обладать глубоким знанием источников, особенностей и закономерностей функционирования ресурсов академического сообщества. В заключении обсуждается вопрос о востребованности в университетском управлении научно обоснованного подхода мобилизационного управления ресурсностью НПС и готовности административно-управленческого аппарата к его использованию.

Ключевые слова

научно-педагогическое сообщество, ресурсность научно-педагогического сообщества, мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества, университеты

Список литературы
  1. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Тревога и энтузиазм в дискурсах об академическом мире: международный и российский контексты // Новое литературное обозрение. 2016. Т. 138. № 2. С. 16–32. EDN: WHBOCD.
  2. Аузан А. А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. М.: АСТ, 2022. 158 с.
  3. Василенок В. Л., Бразевич Д. С. Формы и социальные технологии мобилизующего менеджмента в предпринимательской системе // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 190–200. EDN: UYWOXV.
  4. Горохов В. Ф., Васнева Н. Н. О соотношении категорий «социальная общность» и «социальная группа» // Вестник Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Вып. 4(132). С. 12–21. EDN: VMFALF.
  5. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь: в 2 т. Т. 1: А-О. М.: Вече, АСТ, 1999. 543 с.
  6. Дятлов А. В. Социальные ресурсы развития российского общества: дис. ... д-ра социол. н. Ростов-н/Д., 2005. 268 с. EDN: NNHYHZ.
  7. Замараева З. П. Ресурсно-потенциальный подход в системе социальной защиты населения. Пермь: ПермГУ, 2009. 181 с. EDN: XMYOLR.
  8. Заславская Т. И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 13–25. EDN: OOUYRP.
  9. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Екатеринбург: Гум. ун-т, 2009. 304 с. EDN: QOKBWV.
  10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу // Вестник РУДН. Социология. 2022. № 4. С. 881–894. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894; EDN: PGOKYR.
  11. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 71–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88.
  12. Климов И. А. Социальная мобилизация: к истории понятия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 6–23. EDN: QAOBCV.
  13. Коновалова О. С. История и логика понятия сообщества в научном обществознании // Социальная философия и опыт современного обществознания: к 40-летию философского факультета. Екатеринбург: УрФУ, 2005. С. 125–138.
  14. Костюшев В. В. Социология общественных движений. СПб.: НИУ ВШЭ, 2009. URL: http://geum.ru/next/art-132180.leaf-2.php (дата обращения: 15.05.2023).
  15. Общая социология / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2000. 654 с.
  16. Плюснин Ю. М. Мобилизационное управление в науке // Управление наукой: теория и практика. 2022. Т. 4. № 3. С. 85–104. DOI: 10.19181/smtp.2022.4.3.7.
  17. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учёными // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 21–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36; EDN: ZCRJXF.
  18. Скопин А. Ю., Климов А. И., Зайцев Д. Г. Акторный подход в современных социальных науках: экономике, социологии и политологии. URL: https://bit.ly/3aiQWPK (дата обращения: 10.05.2023).
  19. Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ. Кемерово: КемГУ, 2015. 369 с. EDN: WJOSFL.
  20. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России. М.: Олма Медиа Групп, 2009. 555 с.
  21. Суханова Е. А., Ковалева Т. М., Зоткин А. О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1. С. 90–97. EDN: VQWPIH.
  22. Шпак Л. Л., Токмашева Ю. В. Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами // Вестник ТомГУ. 2015. № 399. С. 28–33. DOI: 10.17223/15617793/399/6; EDN: VCOXYZ.
  23. Штомпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 6–16.
  24. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 414 с.
  25. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969. 237 с.
  26. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995. 328 с. С. 17–18.
  27. Barker-Plummer B. Producing Public Voice: Resource Mobilization and Media Access in the National Organization for Women // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2002. Vol. 76(1). P. 188–205.
  28. Bieliauskaite J. Solidarity in Academia and its Relationship to Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2021. Vol. 19(3). P. 309–322. DOI: 10.1007/s10805-021-09420-6.
  29. Cherrington S., Macaskill A., Flutey J. Developing a pan-university professional learning community // International Journal for Academic Development. 2018. Vol. 23(4). P. 298–311. DOI: 10.1080/1360144X.2017.1399271.
  30. Etzioni A. The active society. L.: Collier-Macmillan; N.Y.: Free Press, 1968. 729 p.
  31. Jenkins C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 2003. Vol.  9(1). P. 527–553.
  32. Jones D. R., Visser M., Stokes P. et al. The Performative University: ‘Targets’, ‘Terror’ and ‘Taking Back Freedom’ in Academia // Management Learning. 2020. Vol. 51(4). P. 363–377. DOI: 10.1177/1350507620927554.
  33. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? // Professional and Support Staff in Higher Education / Ed. by C. Bossu, N. Brown. Singapore: Springer, 2018. P. 23–37. DOI: 10.1007/978-981-10-1607-3_18-2.
  34. Rogers T., Goldstein N. J., Fox C. R. Social Mobilization // Annual Review of Psychology. 2018. Vol. 69. P. 357–381.
  35. Seltzer J. B. What is Resource Mobilization and Why is it so Important? // Management Sciences for Health. 2014. URL: https://clck.ru/hcMEi (Accessed 12.05.2023.
  36. Staniland P. Cities on Fire: Social Mobilization, State Policy, and Urban Insurgency // Comparative Political Studies. 2010. Vol. 43(12). P. 1623–1649.
  37. Wangenge-Ouma G., Langa P. V. Universities and the mobilization of claims of excellence for competitive advantage // Higher Education. 2010. P. 59: 749–764.
  38. Wilkins S., Butt M.M., Annabi C.A. The influence of organizational identification on employee attitudes and behaviors in multinational higher education institutions // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. Vol. 40(1). P. 48–66. DOI:10.1080/1360080X.2017.1411060.

Содержание номера № 47. 2023