Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодежи (из опыта социологических исследований)
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Редакция . .
О выпуске

 


подробнее...
31.03.2022 г.– 2022. Том 13. № 1
27.12.2021 г.– 2021. Том 12. № 4
30.09.2021 г.– 2021. Том 12. № 3
30.06.2021 г.– 2021. Том 12. № 2
Все номера:
2022 (Том 13)  |  1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодежи (из опыта социологических исследований)


Мысливец Н. Л. к.соц.н., доц., Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь, n.myslivets@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-9989-3501
DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.772
Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодежи (из опыта социологических исследований)
// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. С. 26-43

Дата поступления статьи: 26.10.2021
Скачиваний статьи: 34
Рубрика: Современная белорусская социология

Ссылка для цитирования:
Мысливец Н. Л. Формирование и особенности эволюции исторической памяти белорусской молодежи (из опыта социологических исследований) // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. C. 26-43.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.1.772

For citation:
Myslivets N. L.. Formation and features of the evolution of historical memory among the Belarusian youth (from the experience of sociological research). Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 26-43
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.1.772


Аннотация

Во введении к статье обосновывается актуальность темы формирования исторической памяти молодёжи в условиях меняющегося общества. Показана научно-теоретическая и практическая значимость социологического изучения данной проблемы. Представлена методика лонгитюдного исследования исторической памяти. Описывается объект исследования: учащиеся выпускных классов учреждений общего среднего образования и студенты первого и второго курсов учреждений высшего образования Гродно (Республика Беларусь). В основной части рассматриваются вопросы эволюции исторической памяти белорусской молодёжи. Эмпирической основой работы служат результаты трех социологических опросов, проведенных в 2010, 2014 и 2021 годах. Опросы были проведены по однотипной методике. Ставилась цель выявить особенности формирования и тенденции эволюции исторической памяти учащихся и студентов, уровень знаний и представлений о событиях Великой Отечественной войны, оценки прошлого и отношение к знаковым событиям истории. Описываются механизмы формирования и межпоколенческой трансляции исторической памяти. На основе полученных эмпирических данных анализируются содержательные особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне.

Важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи является школьное и университетское образование. Большинство опрошенных отмечают безусловную актуальность в современном обществе темы Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных народами СССР в эти годы. Смена поколений актуализирует роль семьи как института исторической памяти молодёжи. Описывается влияние таких социализирующих факторов, как кинофильмы, интернет, телевидение. Рассматривается роль коммемораций как источника формирования исторической памяти ныне живущих поколений. Результаты проведенных исследований имеют практическую значимость. Полученные данные были внедрены в образовательный процесс, организуемый в учреждениях общего среднего и высшего образования. Материалы и выводы были рекомендованы органам государственного управления и иным организациям для использования при разработке основных направлений государственной молодёжной политики в Республике Беларусь и ее реализации на местах. В заключении работы представлены выводы по результатам проведенного исследования. Подчеркивается консолидирующая роль исторической памяти в развитии современного общества.

Ключевые слова

историческая память, Великая Отечественная война, учащиеся, студенческая молодёжь, учреждения высшего образования, семья, система образования, преемственность поколений

Список литературы
  1. Беларусь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 / А. А. Коваленя (рук. авт. коллект.), А. М. Литвин, В. И. Кузьменко и др. Минск: БЕЛТА, 2005. 544 с.
  2. Данилов А. Н. Историческая память в культуре современного города // Цивилизационные сдвиги в развитии современного города. Сборник научных трудов/ Науч. ред. Т. И. Грабельных. Иркутск: ИГУ, 2021. С. 24–29.
  3. Знать, чтобы предвидеть… Социологические этюды / А. Н. Данилов [и др.]; под общ. ред. А. Н. Данилова. Минск: БГУ, 2015. 359 с.
  4. История белорусской государственности: в 5 т. Т. 3: Белорусская государственность: от идеи к национальному государству (1917–1939 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома: В. Г. Мазец, Н. В. Смехович, С. А. Третьяк; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. Минск: Беларуская навука, 2019. 639 с.
  5. Коваленя А. А. Отстаивать правду Великой Отечественной войны // Проблемы управления. 2015. № 2 (55). С. 25–32.
  6. Котляров И. В. Гордиться славой своих предков. Великая Отечественная война в памяти народа: социологические тренды // Беларуская думка. 2014. № 8. С. 88–91.
  7. Ластовский А. Л. Историческая память в содержании культурной идентичности // Взаимодействие устойчивости и инновационности в развитии белорусского общества: сб. науч. тр. Минск, 2009. С. 284–299.
  8. Лашук И. В. Социальный компонент исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси: поколенческие различия // Социологический альманах. 2015. Вып. 6. С. 210–220.
  9. Мальцев Л. С. Великая Отечественная война: сражение за правду истории // Армия. 2009. № 33. С. 1–7.
  10. Марецкий А. И. Проблема формирования исторической памяти у студенческой молодёжи // Экалогія культуры: XVII Міжнар. Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвечаныя Дням славянскага пісьменства і культуры (Мінск, 26–28 мая 2011 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. Мінск, 2012. С. 62–68.
  11. Матусевич О. А. Основные подходы к изучению исторической памяти белорусов: проблемы, достижения и перспективы // Труды БГТУ. Сер. 6. История, философия. 2017. № 2 (203). С. 74–78.
  12. Мысливец Н. Л. Социологический лонгитюд как метод исследования семейной исторической памяти // Веснік ГрДУ імя Янкі Купалы. Сер. 5. Эканоміка. Сацыялогія. Біялогія. 2016. Т. 6. № 2. С. 106–111.
  13. Образование в Республике Беларусь: буклет / редкол.: И.В. Медведева (пред.) [и др.]. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2021. 39 с.
  14. Біч М. В. Аб нацыянальнай канцэпцыі гісторыі гістарычнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь // Беларускi гістарычны часопіс. 1993. № 1. С. 15–24.

Содержание номера № 40. 2022




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: