Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости

Научная статья

Барсова Н. С.
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
natafari.russia@gmail.com
ORCID ID=0009-0006-1187-2383
Подъячев К. В. к.пол.н.
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
vestnik@isras.ru
ORCID ID=0000-0002-1342-7076
Elibrary SPIN=8766-2861


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.8
EDN: GJWNXL

Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 149-173

Дата поступления статьи: 07.05.2023
Рубрика: Взаимодействие культур в меняющемся мире

Ссылка для цитирования:
Барсова Н. С., Подъячев К. В. Участие советских специалистов в создании египетской национальной хореографической школы как проявление культурной восприимчивости // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 149-173.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.8. EDN: GJWNXL

For citation:
Barsova N. S., Podyachev K. V. Participation of Soviet specialists in the creation of the Egyptian national dance school as an manifestation of cultural sensitivity phenomenon. Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 149-173
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.8. EDN: GJWNXL


Аннотация

Статья представляет собой сочетание историко-искусствоведческого и социологического исследования. Авторы внимательно рассматривают историю работы советских хореографов, прежде всего связанных с хореографической школой И. Моисеева в Египте в 1950-1960-х годах. В результате этой работы были зафиксированы и выведены на профессиональную сцену египетские традиционные танцы, зародившиеся, вероятно, в глубокой древности, в том числе и ракс шарки, известный в мире как bellydance. Авторы опираются на концепцию институционализации культуры, суть которой состоит в том, что фольклорная традиция в индустриально-урбанистическом обществе уже не может передаваться естественным путем через семью, как в обществе аграрном, но может быть сохранена через фиксацию и институционализацию в системе учреждений культуры и дополнительного образования. Эта идея была реализована в СССР, и, как показано в данной статье, в Египте при активном участии советских специалистов.

Авторы приходят к выводу, что успешный опыт работы советских хореографов с египетским культурным наследием является эмпирическим подтверждением того, что «культурная открытость» (т.е. восприимчивость и уважительное отношение к другим культурам), которую многие социальные мыслители считают особенностью русской цивилизации, действительно проявляется в реальных жизненных ситуациях.

Наконец, рассмотренный в статье пример показывает, что советский опыт институционализации и профессионализации культурной традиции может успешно применяться и в других странах, у народов, принадлежащих к совсем иным макросоциальным общностям. При этом он дает возможность сохранить элементы национальной самобытности и даже локального своеобразия в условиях индустриально-урбанистического, а возможно, и постиндустриального общества. Таким образом, он должен самым внимательным образом изучаться и применяться в том числе и для преодоления межрегиональных неравенств в РФ.

Ключевые слова

традиция, культура, межкультурная коммуникация, социология, искусствоведение, Египет, хореография, народный танец

Список литературы
  1. Абдель Малек Н. Египетский национальный костюм и его решение в современном театре и кино: дис. ... канд. иск. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств, 1979. 169 с.
  2. Алталли Т. М. М. Формирование ансамблей народного танца Египта: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1990. 152 с.
  3. Аль-Холи А. М. Х. И. Культурные преобразования в Египте и советско-египетские отношения в годы президентства Г. Абдель Насера (1952-1970 гг.): дис. ... канд. ист. н. М.: ИВ РАН, 1995. 171 с.
  4. Аристотель. Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. 458 с.
  5. Афифи А. О. Некоторые проблемы формирования педагогического и исполнительского мастерства школы классического танца АРЕ: дис. ... канд. иск. М.: ВНИИ Искусствознания, 1979. 160 с.
  6. Ашрафи М. 105 дней в Египте // Звезда Востока. 1972. № 3. С. 35–49.
  7. Беляцкая Т. Беседа С. А. Жукова // Советская музыка 1968. № 10. С. 158–164.
  8. Беляцкая Т. Искусство Египта. Об истории возникновения каирской труппы // Театр. 1973. № 2. С. 164–168.
  9. Беляцкая Т. Создание национальной хореографической школы // Советская музыка, 1968. № 10. С. 54–55.
  10. Богаткова П. Н. Танцы разных народов. М.: Молодая гвардия, 1958. 279 с.
  11. Горячкин Г.В. Египет в российских архивах. М.: Медина, 2017. 283 с .
  12. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.: АСТ-Москва, 2008. 655 с.
  13. Землемеров В. Рождение классического балета // Советская музыка. 1968. № 10. С. 120–124.
  14. Землемеров В. Статьи о балетном искусстве Египта с представлениями А. Кузнецова // Советская музыка.1972. № 9. С. 116–118.
  15. Камель А. М. А. В. Профессиональный балет Египта. Характерные особенности и первые национальные постановки: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1979. 143 с.
  16. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. Кн. 1. М.: ЭКСМО-Пресс: Алгоритм, 2002. 537с.
  17. Кожинов  В. В. История Руси и русского слова. Рыбинск: Медиа-рост, 2023. 544 с.
  18. Кондратьева М. Классический балет Египта // Музыкальная жизнь. 1973. № 1. С. 32–48.
  19. Лихачев Д. С. Русская культура. СПб.: Искусство – СПБ, 2007. 440 с.
  20. Новиков Н. В. Пути и перепутья дипломата. М.: Наука, 1976. 256 с.
  21. Подъячев К. В. Патриотическое воспитание молодёжи как поле взаимодействия политических институтов и гражданского общества в регионах РФ // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12). С. 126–135.
  22. Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с.
  23. Эзз Ф. М. Танцевальное развитие Древнего Египта и его развитие на современном этапе: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1975. 159 с.
  24. Яхъя Э. А. Народная египетская хореография: проблемы, методика и правила преподавания: дис. ... канд. иск. М.: ГИТИС, 1977. 179 с.
  25. Saleh M. Egypt // International Encyclopedia of Dance. New York-Oxford: Oxford University Press, 1998. Vol. 2. P. 481–499.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2