Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации
 Опубликован выпуск 3 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Феномен казачества в современной России

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Канарш Г. Ю.
Рецензия на монографию «Социокультурные исследования постсоветского транзита России»

Рецензия на коллективную монографию сотрудников Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН «Социокультурные исследования постсоветского транзита в России» отражает краткое изложение как самой монографии, так и размышления автора о многолетних исследованиях Центра
подробнее...

30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
30.12.2022 г.– 2022. Том 13. № 4
Все номера:
2023 (Том 14)  |  3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации

Научная статья

Бабинцев В. П. д.филос.н., проф.,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия,
mailto: babintsev@bsu.edu.ru
ORCID ID=0000-0002-0112-6145
Гайдукова Г. Н. к.соц.н., доц.,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия,
mailto: g_gaidukova@bsu.edu.ru
ORCID ID=0000-0001-6300-9174
Надуткина И. Э. к.соц.н., доц.,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия,
mailto: nadutkina@bsu.edu.ru
ORCID ID=0000-0003-4416-9126
Шаповал Ж. А. к.соц.н., доц.,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия,
mailto: shapoval@bsu.edu.ru
ORCID ID=0000-0002-8069-9274


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.4
EDN: YHIWGQ

Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 50-69

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00150.

Дата поступления статьи: 04.04.2023
Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образовании

Ссылка для цитирования:
Бабинцев В. П., Гайдукова Г. Н., Надуткина И. Э., Шаповал Ж. А. Исследование или расследование: перспективы социологии высшего образования в условиях бюрократизации и коммерциализации // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 50-69.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. EDN: YHIWGQ

For citation:
Babintsev V. P., Gaidukova G. N., Nadutkina I. E., Shapoval Z. A. Research or investigation: perspectives of the sociology of higher education in the conditions of bureaucratisation and commercialisation Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 50-69
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.4. EDN: YHIWGQ



Аннотация

В данной статье представлен анализ проблем, возникающих в связи с определением перспектив социологии высшего образования в контексте особенностей современного этапа развития и кризисных процессов в самом социологическом знании. По мнению авторов, даже глубокое «погружение» исследователей в образовательную среду далеко не всегда позволяет адекватно представить и объяснить развивающиеся в ней процессы, что обусловлено не только ограничениями, связанными со спецификой самой науки и установками исследователей, но и с бюрократизацией образовательной реальности, которая минимизирует и в ряде случаев даже исключает возможность её социологической интерпретации. Эмпирическую базу работы составили: 1) исследования, проведённые авторами или при их участии в вузах Белгородской области и других регионов России с 2005 по 2023 год, в том числе организованных Центром социальных технологий БелГУ; 2) вторичный анализ исследований, реализованных аспирантами, докторантами и соискателями при подготовке их работ в диссертационном совете по социологическим наукам в Белгородском государственном национальном исследовательском университете; 3) экспертный опрос специалистов в сфере социологии образования, проведённый авторами в феврале 2023 г. (N=38). На основе анализа теоретических и эмпирических источников авторы выделяют несколько обстоятельств, определяющих возникновение барьеров при изучении процессов в высшей школе социологами. Это корпоративизация современных вузов в ее «экономико-менеджеральном» измерении; специфика отношения к социологической диагностике как вузовской бюрократии, так и других участников образовательного процесса – преподавателей и студентов. Во многих случаях их позиция не комплементарна попыткам прояснить те или иные аспекты самоорганизации вуза. Сама возможность их обсуждения нередко изначально воспринимается участниками как нежелательная. По оценке авторов, в таких условиях любое исследование, ориентированное на получение максимально релевантных реальности, а не заданных заказчиком заранее результатов, приобретает своеобразную форму «социологического расследования». При этом речь идёт не о формальной замене терминов, а о существенной корректировке подхода, обусловленной особенностями объекта и предмета познания, возможностями субъекта и той ситуацией, в которой осуществляется диагностика.

Ключевые слова

социология образования, социология высшей школы, высшее образование, бюрократическая корпорация, вузовская бюрократия, социологическое исследование

Список литературы
  1. Бабинцев В. П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 26–35. EDN: ZAYFKP.
  2. Бабинцев В. П. Формальная рациональность в управлении учреждениями высшего образования в России // Социология образования. 2015. № 9. С. 27–36. EDN: UGAPFX.
  3. Бабинцев В. П., Гайдукова Г. Н., Шаповал Ж. А. Вузовская бюрократия в России – terra incognita социологии образования // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2022. № 22 (4). С. 895–908. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908.
  4. Гапоненко А. Л. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 394 с.
  5. Запорожец О. Н. Университет как корпорация: интеллектуальная картография исследовательских подходов: препринт WP6/2011/06. М.: ВШЭ, 2011. 48 с.
  6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Ресурсность научно-педагогического сообщества: административный и мобилизационный подходы к анализу // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2022. № 22 (4). С. 881–894. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-881-894.
  7. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Новый характер образовательных и профессиональных траекторий молодежи // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 20 / Отв. ред. М. К. Горшков; ФНИСЦ РАН. М.: Новый Хронограф, 2022. С. 379–399. DOI: 10.19181/ezheg.2022.14.
  8. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация. Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82. EDN: VQALEH.
  9. Краснова Г. Н., Пефтиев В. И. Высшее образование в России: проблемы и решения // Социально-политические исследования. 2019. № 3 (4). С. 59–72. DOI: 10.24411/2658-428X-2019-10512.
  10. Крог Г., Кене М. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 4. С. 74–75.
  11. Кузнецов И. С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза // Высшее образование в России. 2023. № 32 (1). С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-110-129.
  12. Курбатова М. В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия // Мир России. Социология. Этнология. 2016. № 4. С. 59–86. EDN: WTIEXN.
  13. Логвинова А. В. Регулирование социальных рисков административного управления региональным вузом: автореф. дис. ... канд. социол. наук.  Белгород, 2020. 19 с.
  14. Луговская М. В. Управление корпоративными знаниями в провинциальных вузах: дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2018. 192 с.
  15. Озерова М. М. Корпоративные коммуникации в управлении вузом: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2017. 17 с.
  16. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. № 20 (4). C. 953–966. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966.
  17. Покровский Н. Е. Левый марш международной социологии на фоне Ниагарского водопада // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 915. DOI: 10.31857/S013216250003996-8.
  18. Резаев А., Трегубова Н. Еще раз о социологии и социальной аналитике в эпоху развития искусственного интеллекта // Социологическое обозрение. 2022. № 21 (3). С. 9–30. DOI: 10.17323/1728-192x-2022-3-9-30.
  19. Селиверстова Н. А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802.
  20. Слива А. В., Березовский В. А., Фокина В. Н., Басов В. А. Финансовые и интеллектуальные потери вуза вследствие излишней бюрократизации в системе образования // Экономика образования. 2015. № 5 (90). С. 4–16. EDN: UIXUXP.
  21. Тарабаева В. Б. Управление конфликтами инновационного развития вузов: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Белгород, 2009. 42 с.
  22. Чередниченко Г. А. Траектории заочников высшей школы в сфере образования и труда // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 165–187. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-165-187.
  23. Шаброва Н. В. Доверие и бюрократизация в вузах // Вестник СурГПУ. 2019. № 5. С. 224–232. DOI: 10.26105/SSPU.2019.62.5.021.
  24. Яницкий О. Н. К проблеме модернизации гуманитарного знания // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Т. 6. № 1 (21). С. 7–22. DOI: 10.19181/snsp.2018.6.1.5734.
  25. Babintsev V., Sapryka V., Serkina Ya. Formal Rationality Traps in Administration of Higher Education Institutions in Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 214. P. 520525. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.755.
  26. Fitzgerald T. The Tyranny of Bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. Vol. 37 (1). P. 51–65. DOI: 10.1177/1741143208098164.
  27. Humes W. The ‘iron cage’ of educational bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (2). P. 235–253. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129.
  28. Lumby J. Distributed leadership and bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2017. № 47 (1). P. 5–19. DOI: 10.1177/1741143217711190.
  29. Saks M. M., Adams T. L. Neo-Weberianism, professional formation and the state: Inside the black box // Professions and Professionalism. 2019. № 9 (2). DOI: 10.7577/pp.3190.
  30. Spector H. Bureaucratization, education and the meanings of responsibility // Curriculum Inquiry. 2018. Vol. 48 (5). P. 503–520. DOI: 10.1080/03626784.2018.1547615.
  31. Urbano D., Guerrero M. Entrepreneurial universities: Socio-economic impacts of academic entrepreneurship in a European region // Economic Development Quarterly. 2013. № 27 (1). P. 40–55. DOI: 10.1177/0891242412471973.

Содержание номера № 45. 2023