Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий
 Опубликован выпуск 3 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Феномен казачества в современной России

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Канарш Г. Ю.
Рецензия на монографию «Социокультурные исследования постсоветского транзита России»

Рецензия на коллективную монографию сотрудников Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН «Социокультурные исследования постсоветского транзита в России» отражает краткое изложение как самой монографии, так и размышления автора о многолетних исследованиях Центра
подробнее...

30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
30.12.2022 г.– 2022. Том 13. № 4
Все номера:
2023 (Том 14)  |  3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий

Научная статья

Осипов А. М. д.соц.н., проф.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия,
mailto: osipov.al58@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-9314-389X


DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.2
EDN: UOVTMS

Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий
// Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. С. 15-33

Исследование выполнено при поддержке Российского научного фонда и Санкт-Петербургского научного фонда, грант № 23-28-10010.

Дата поступления статьи: 22.02.2023
Рубрика: Процессы формализации (бюрократизации) в российском образовании

Ссылка для цитирования:
Осипов А. М. Приоритеты изучения образования в свете проблемы бюропатологий // Вестник Института социологии. 2023. Том 14. № 2. C. 15-33.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2. EDN: UOVTMS

For citation:
Osipov A. M. Priorities of studying education in the light of the problem of bureaupathologies Vestnik instituta sotziologii. 2023. Vol. 14. No. 2. P. 15-33
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2023.14.2.2. EDN: UOVTMS



Аннотация

Автор доказывает необходимость выдвижения проблемы бюропатологий в состав приоритетов российских исследований образования и образовательной политики. С опорой на анализ зарубежных и отечественных источников, статья обобщает оценки бюропатологий в сфере образования как явлений, обретших в постсоветское время институциональную форму (закрепленных в нормативно-правовой, технологической, культурной, ценностной и организационной структурах российского образования). Автор определил предпосылки бюропатологий в эпоху неолиберальных трансформаций, охвативших и российскую сферу образования: ухудшение социально-экономического положения и массовые трудовые перегрузки большинства персонала, не защищённого от сверхнормативной работы; не сдерживаемая правовыми и общественно-политическими механизмами концентрация полномочий топ-менеджмента и увеличение его явных и латентных привилегий, снижающая эффективность управления и порождающая бюрократические злоупотребления; рост социальной заинтересованности «универсального менеджмента» в укоренении своего всевластия и распространение активного бумажного прессинга как системной управленческой технологии; тенденция ужесточения бюрократического контроля на фоне кризиса образования – роста затрат, снижающихся качества, социальной доступности и общественной отдачи, потерь кадрового потенциала. Названы инструменты бюрократии, используемые ею для достижения и утверждения своего доминантного положения в образовании как многоуровневой отрасли с миллионами занятых и колоссальными интеллектуальными и творческими ресурсами: концентрация административных полномочий; имитация своей активности и полезности; опора на формально-правовую базу и уход научного управления; уход от ответственности и деперсонализация менеджмента из-за приоритета регламентов над реальной эффективностью управления; административное давление на нижестоящие уровни, приводящее большинство персонала в состояние бумажного геноцида. Социология образования выполняет ключевую роль в изучении бюропатологий и их обусловленности, используемых бюрократами социальных инструментов, доказательстве их дисфункциональности, путей их предотвращения в политике и вывода образования из обусловленного бюрократией кризиса. Социология образования выполнит свою роль, если сможет признать проблему бюропатологий приоритетной, ввести её в проблемное поле новых исследований образования, развить практико-ориентированную концепцию бюропатологий и планомерно устранять порождающие их предпосылки.

Ключевые слова

образование, бюрократия, менеджмент, бюропатологии, научные приоритеты

Список литературы
  1. Алфёров Ж. И. Власть без мозгов. Отделение науки от государства. М.: Родина, 2019. 256 с.
  2. Бабинцев В. П., Гайдукова Г. Н., Шаповал Ж. А. Вузовская бюрократия в России — terra incognita социологии образования // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2022. № 4. С. 895–908. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-895-908.
  3. Глобальная социология образования / Под ред. В. А. Ивановой, А. М. Осипова. Великий Новгород: НовГУ, 2012. 346 с.
  4. Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка: XX Международные Лихачёвские научные чтения. СПб.: СПбГУП, 2022. 628 с.
  5. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века. Барнаул: АРНЦ РАО, 2000. 158 с.
  6. Гусева А. И., Калашник В. М., Каминский В. И., Киреев С. В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.
  7. Иванова В. А., Матвеева Н. А., Осипов А. М., Рысакова П. И. Современная социология образования в России: некоторые итоги и проблемы развития // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 95–103. EDN: QYQKYT.
  8. Осипов А. М. Бюропатология и бумажный прессинг в российском образовании // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2020. № 4. С. 953–966. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-953-966.
  9. Осипов А. М. К теории образовательной политики // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 23–33. DOI: 10.31857/S013216250018498-0.
  10. Осипов А. М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. № 5. С. 62–73. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-63-72.
  11. Осипов А. М. «Троянские кони» неолиберализма в образовании // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 137–148. DOI: 10.7868/S0132162517080153.
  12. Осипов А. М., Иванова В. А. Институциональные функции – «пороговая» проблема социологии образования // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 117–124. EDN: VSLWYN.
  13. Осипов А. М., Матвеев В. В., Матвеева Н. А., Воронцова Т. И. Школьные администраторы: агенты и жертвы бумажного прессинга // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 72–80. DOI: 10.31857/S013216250014215-9.
  14. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60–70. DOI: 10.31857/S013216250008798-0.
  15. Открытость государства в России – 2020. Экспертный доклад Счетной палаты РФ. М., 2021. 68 с. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkrytost-2020.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
  16. Смолин О. Н. Высшее образование: борьба за качество или покушение на человеческий потенциал? (в двух статьях) // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 91–101; № 7. С. 30–37.
  17. Социология образования: учеб. и практ. для вузов / Под ред. А. М. Осипова. 2-е изд., пер. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2023. 424 с.
  18. Трубникова Е. И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108–121. EDN: YMVETU.
  19. Трубникова Е. И. Обмен дарами в академической среде: хищнические практики, ложные сигналы и конфликт интересов в программах превосходства // Мир России. Социология. Этнология. 2022. № 1. С. 25–48. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-25-48.
  20. Школа в бумажной пучине: кризис информационных потоков в образовании / Под ред. А. М. Осипова. РНФ; Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2020. 351 с.
  21. Binns Ch. A. Bureaupathology and Organizational Fraud Prevention. CUNY Academic Works, 2014. 327 p.
  22. Binns Ch. A. Fraud Hotlines: Design, Performance, and Assessment. Ebook. Boka Raton, 2017. 320 p. DOI: 10.1201/9781315370361.
  23. Caiden G. E. What Really is Public Maladministration? // Public Administration Review. 1991. Vol. 51 (6). P. 486–493.
  24. Fitzgerald T. The Tyranny of Bureaucracy // Educational Management Administration & Leadership. 2009. Vol. 37 (1). P. 51–65.
  25. Humes W. The “Iron Cage” of Educational Bureaucracy // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (2). P. 235–253. DOI: 10.1080/00071005.2021.1899129.
  26. Ntanos S. A., Boulouta K. Bureaucracy-bureaupathology in education and administration // International Journal of Strategic Change Management. 2012. Vol. 4 (2). P. 129–138. DOI: 10.1504/IJSCM.2012.046502.
  27. Osipov A. M. “Paper Wave”, “Paper Pressing” and “Paper Genocide” as Applicable to the Russian Education System // Balkan Journal of Philosophy. 2020. Vol. 12 (2). P. 119–124. DOI: 10.5840/bjp202012214.
  28. Parlar H., Cansoy R. The effect of bureaucratic school structure on teacher leadership culture: A mixed study // Educational Sciences: Theory and Practice. 2017. Vol. 17 (6). P. 2175–2201. DOI: 10.12738/estp.2017.6.0150.
  29. Spector H. Bureaucratization, education and the meanings of responsibility // Curriculum Inquiry. 2018. Vol. 48 (5). P. 503–520. DOI: 10.1080/03626784.2018.1547615.
  30. Thompson V. A. Modern Organization. Vol. 12. University of Alabama Press, 1977. 222 p.

Содержание номера № 45. 2023