Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В ходе исследования была проведена реконструкция представлений респондентов о трёх основных профилактических мерах борьбы с пандемией COVID-19: самоизоляции, масочном режиме и вакцинации, с применением анкетирования, интервью, ассоциативного эксперимента, а также частного семантического дифференциала
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Тема статьи – проблема «понимания» советского общества, трактуемая, однако, не в русле так называемой «понимающей социологии», а с точки зрения «портретного» подхода к описанию конкретных социумов, позволяющего выявить их характерологические черты и особенности. На основе сформулированного Н. Бором принципа дополнительности рассматриваются методологические вопросы реализации такого подхода, преимущественно в плане интеграции дискурсов и языков описания социальной реальности. За отправную точку характерологической модели того или иного конкретного общества в статье предлагается взять доминантные для него мотивации и поддерживающие их социокультурные среды, в связи с чем вводится понятие мотивирующей среды социума. Социальная природа советского общества характеризуется на основе сопоставления материалов социологических исследований, статистических данных, оценок видных советских деятелей и суждений «простых советских людей», а также собственных наблюдений. Опираясь на анализ этих материалов, автор доказывает, что системообразующие мотивации советской повседневности – это буржуазные по своему характеру мотивации. В то же время на общем фоне буржуазной modernity советское общество выделялось особенными характерологическими чертами, преемственно связанными с социокультурными трендами последних десятилетий существования Российской империи и особенностями российской модели просветительской модернизации. В первую очередь это отношение к образованию и образованности, которые воспринимались у нас не как инструментальные, а как терминальные ценности. Прослеживая динамику интеллектуальных и духовных запросов российского общества на длинных исторических интервалах, автор рассматривает формирование такого отношения к образованию как культурную революцию. При этом в статье обосновывается принципиально новая трактовка культурной революции, согласно которой её начало предшествовало политическим революциям 1905 и 1917 гг. Отношение к образованию как к терминальной ценности в значительной мере определило логику внутренней эволюции советского общества, в ходе которой в СССР сложились специфические формы социальности, которые предлагается определять как общество образования.
советское общество, менталитет, ценности, культурная революция, образование, образованность, общество образования