Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В статье рассмотрена проблема осуществимости универсального базового дохода (УБД) в современном обществе/мире
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Технологическая природа интернета предопределяет прозрачность многих практик поведения в сети и актуализирует проблематику приватности в онлайн-среде. В работе приводятся результаты анализа отношения к онлайн-приватности в российском обществе. Эмпирическую основу составляют данные исследования, проведенного в Москве в 2021 г. Показано, что в практику российской аудитории интернета широко вошли действия, связанные с оставлением персональных данных в сети. Большинство респондентов (84%) разделяют представления о том, что доступ к их персональным данным, их обработка и использование должны осуществляться на основе согласия пользователей. Подобные установки сочетаются с низкой информированностью о сути использования персональных данных, а также с опытом их нелегитимного использования со стороны третьих лиц. По всей видимости, эти обстоятельства стали основанием того, что более 60% опрошенных указали на свою озабоченность вопросами безопасности в сфере онлайн-приватности. Приватность в цифровой среде испытывает влияние технологической эволюции медиа, с одной стороны, и политико-экономических и социокультурных факторов их использования – с другой. В этой связи на российской эмпирической базе были верифицированы известные в мировой литературе теоретико-прикладные концепции парадокса цифровой приватности и цифровой покорности. Выявлено противоречие между широким распространением обеспокоенности конфиденциальностью персональных данных и невысокими усилиями по обеспечению их защиты. В группе обеспокоенных безопасностью персональных данных 30% пользователей в своем реальном поведении онлайн не предпринимало никаких шагов в этом направлении. В рамках исследования зафиксированы проявления феномена цифровой покорности, сопряженного с установкой на «неизбежность» принятия новых координат приватности, которые несет с собой мир интернета. Отсутствие действий по защите персональных данных (при общей обеспокоенности этим вопросом) оказывается сопряженным с неверием в защиту онлайн-приватности. В целом по массиву 40% респондентов были согласны с тем, что «слишком поздно защищать персональные данные, вся информация обо мне уже есть в интернете». С помощью регрессионного анализа определены индикаторы, коррелирующие с такими оценками. Результаты работы могут быть использованы при выработке оптимальных решений по обеспечению безопасности персональных данных – области, где на сегодня сталкиваются интересы личности, общества, бизнеса, государства.
приватность онлайн, персональные данные, интернет, частное и публичное, медиа, конфиденциальность, парадокс приватности, цифровая покорность