«Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России Научная статьяТрофимова И. Н. д.полит.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия itrofimova@isras.ruORCID ID=0000-0003-4096-9804Elibrary SPIN=-DOI: 10.19181/vis.2022.13.2S.821EDN: BRLIAI«Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 2. С. 127-140Рубрика: Социология переменСсылка для цитирования: Трофимова И. Н. «Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 2. C. 127-140.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.2S.821. EDN: BRLIAIFor citation: Trofimova I. N. "Ideal citizen" and civic education in modern Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 2. P. 127-140DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.2S.821. EDN: BRLIAIТекст статьиАннотацияАктуальность проблемы гражданского образования обусловлена растущей динамикой и противоречиями современного общества. Разнообразие мнений, множество источников информации и способов коммуникации затрудняют формирование конвенциональных норм и правил поведения. Взаимоотношения индивида, общества и государства становятся всё более сложными и изменчивыми. Статус гражданина превращается из «данности сверху» в социально-политический конструкт, при этом инструментом конструирования становится гражданское образование в его самом широком понимании. В Российской Федерации за годы с момента распада СССР произошли коренные изменения в экономике, политике, идеологии и культуре. Радикальные исторические повороты в стране с культурным, этническим и конфессиональным разнообразием неизбежно влияют на смену фокуса государственной политики в сфере гражданского образования, вынуждают создавать новый образ «идеального гражданина». В статье показано, как политика в сфере гражданского образования меняла свои приоритеты, и как эти изменения отразились во взглядах россиян на то, какие идеи могли бы объединить российское общество. Теоретической основой является совокупность положений о возрастающей роли гражданского образования в публичных коммуникациях, специфике образовательной политики в стабильных и трансформирующихся обществах, особенностях формального и неформального гражданского образования. Эмпирической базой исследования являются данные социологического опроса, проведённого Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2021 г. Делается вывод, что в постсоветской России политика гражданского образования менялась способами, которые можно обозначить как реформы и контрреформы. Гражданско-правовой вектор реформы образования 1990-х гг. сменился утверждением приоритета государственных интересов после 2000 г. Это привело к смешению мнений о том, что может объединить российское общество в будущем. Гораздо большее значение имеют неформальное образование и информальное обучение. Практический опыт гражданского участия способствует более устойчивым и сбалансированным представлениям, в то время как гражданская пассивность в любой момент может перерасти в отрицание интересов, как гражданина, так и государства.Ключевые словагражданское образование, государственная политика, формальное образование, неформальное образование, информальное обучение, гражданское участиеСписок литературы Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Пер. с англ. Е. Генделя. М.: Мысль, 2014. 500 с. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. М.: Философское общество, 1991. 318 с. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с. Горшков М. К. О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 3–17. DOI: 10.31857/S013216250007445-2 Двадцать пять лет социальных преобразований в оценках и суждениях россиян / Ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: ИС РАН, 2018. 384 с. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9 Ключарёв Г. А. Что понимать под гражданским образованием? // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Ред. Г. А. Ключарёв. М.: ИС РАН, 2008. С. 182–189. Круглый стол: Концепция и модели гражданского образования в России // Общая тетрадь. 2012. № 1(58). С. 19–35. Неклесса А. И. Непрерывный плебисцит. Генетика гражданского общества // Полис. Политические исследования. 2013. № 2. С. 24–39. Пивоваров Ю. С. …И в развалинах век // Полис. Политические исследования. 2011. №. 6. С. 52–77. Разум на распутье. Общественное сознание между прошлым и будущим / Ред. Ю. А. Красин. М.: Аспект Пресс, 2017. 256 с. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. Los-Angeles, Ca.: Indo-European Publ., 2010. 421 p. Morgan W. J., Trofimova I. N., Kliucharev G. A. Civil Society, Social Change, and a New Popular Education in Russia. London and New York: Routledge, 2019. 180 p. Содержание спецвыпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 2