«Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России
Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

 Опубликован выпуск 2 (Том 13, 2022)  сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Гражданская активность в России: институты и мотивации

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Воронина Н. С., Башева О. А.
Мотивация волонтёров, участвующих в реагировании на чрезвычайные ситуации: результаты массового опроса

Данная статья является продолжением опубликованной в «Вестнике Института социологии» (2021
подробнее...

11.07.2022 г.– 2022. Том 13. № 2
28.06.2022 г.– 2022. Том 13. № 2
31.03.2022 г.– 2022. Том 13. № 1
27.12.2021 г.– 2021. Том 12. № 4
Все номера:
2022 (Том 13)  |  2   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

«Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России


Трофимова И. Н. д.полит.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия,
mailto: itrofimova@isras.ru
ORCID ID=0000-0003-4096-9804


DOI: 10.19181/vis.2022.13.2S.821
EDN: BRLIAI

«Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России
// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 2. С. 127-140

Рубрика: Социология перемен

Ссылка для цитирования:
Трофимова И. Н. «Идеальный гражданин» и гражданское образование в современной России // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 2. C. 127-140.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.2S.821. EDN: BRLIAI

For citation:
Trofimova I. N.. "Ideal citizen" and civic education in modern Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 2. P. 127-140
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.2S.821. EDN: BRLIAI



Аннотация

Актуальность проблемы гражданского образования обусловлена растущей динамикой и противоречиями современного общества. Разнообразие мнений, множество источников информации и способов коммуникации затрудняют формирование конвенциональных норм и правил поведения. Взаимоотношения индивида, общества и государства становятся всё более сложными и изменчивыми. Статус гражданина превращается из «данности сверху» в социально-политический конструкт, при этом инструментом конструирования становится гражданское образование в его самом широком понимании.

В Российской Федерации за годы с момента распада СССР произошли коренные изменения в экономике, политике, идеологии и культуре. Радикальные исторические повороты в стране с культурным, этническим и конфессиональным разнообразием неизбежно влияют на смену фокуса государственной политики в сфере гражданского образования, вынуждают создавать новый образ «идеального гражданина». В статье показано, как политика в сфере гражданского образования меняла свои приоритеты, и как эти изменения отразились во взглядах россиян на то, какие идеи могли бы объединить российское общество.

Теоретической основой является совокупность положений о возрастающей роли гражданского образования в публичных коммуникациях, специфике образовательной политики в стабильных и трансформирующихся обществах, особенностях формального и неформального гражданского образования. Эмпирической базой исследования являются данные социологического опроса, проведённого Институтом социологии ФНИСЦ РАН в 2021 г.

Делается вывод, что в постсоветской России политика гражданского образования менялась способами, которые можно обозначить как реформы и контрреформы. Гражданско-правовой вектор реформы образования 1990-х гг. сменился утверждением приоритета государственных интересов после 2000 г. Это привело к смешению мнений о том, что может объединить российское общество в будущем. Гораздо большее значение имеют неформальное образование и информальное обучение. Практический опыт гражданского участия способствует более устойчивым и сбалансированным представлениям, в то время как гражданская пассивность в любой момент может перерасти в отрицание интересов, как гражданина, так и государства.

Ключевые слова

гражданское образование, государственная политика, формальное образование, неформальное образование, информальное обучение, гражданское участие

Список литературы
  1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Пер. с англ. Е. Генделя. М.: Мысль, 2014. 500 с.
  2. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1. М.: Философское общество, 1991. 318 с.
  3. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
  4. Горшков М. К. О социальных результатах постсоветских трансформаций // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 3–17. DOI: 10.31857/S013216250007445-2
  5. Двадцать пять лет социальных преобразований в оценках и суждениях россиян / Ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: ИС РАН, 2018. 384 с.
  6. Дробижева Л. М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 37–50. DOI: 10.31857/S013216250009460-9
  7. Ключарёв Г. А. Что понимать под гражданским образованием? // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Ред. Г. А. Ключарёв. М.: ИС РАН, 2008. С. 182–189.
  8. Круглый стол: Концепция и модели гражданского образования в России // Общая тетрадь. 2012. № 1(58). С. 19–35.
  9. Неклесса А. И. Непрерывный плебисцит. Генетика гражданского общества // Полис. Политические исследования. 2013. № 2. С. 24–39.
  10. Пивоваров Ю. С. …И в развалинах век // Полис. Политические исследования. 2011. №. 6. С. 52–77.
  11. Разум на распутье. Общественное сознание между прошлым и будущим / Ред. Ю. А. Красин. М.: Аспект Пресс, 2017. 256 с.
  12. Dewey J. Democracy and Education: An Introduction to the Philosophy of Education. Los-Angeles, Ca.: Indo-European Publ., 2010. 421 p.
  13. Morgan W. J., Trofimova I. N., Kliucharev G. A. Civil Society, Social Change, and a New Popular Education in Russia. London and New York: Routledge, 2019. 180 p.

Содержание спецвыпуска № 41S. 2022




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: