Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений
 Опубликован выпуск 3 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Феномен казачества в современной России

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Сусименко Е. В., Литвиненко Е. Ю., Иванченко О. С.
Ценностные ориентиры молодых казаков (на примере казачьей сотни ЮРГПУ (НПИ))

Статья посвящена исследованию духовно-нравственных ценностей, культурно-бытовых и семейных традиций молодёжи, вступающей в период обучения в вузе в казачьи объединения
подробнее...

30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
30.12.2022 г.– 2022. Том 13. № 4
Все номера:
2023 (Том 14)  |  3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений

Научная статья

Константиновский Д. Л. д.соц.н.
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия,
mailto: scan21@mail.ru
ORCID ID=0000-0003-3316-0644
DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.757
Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. С. 155-166

Дата поступления статьи: 04.10.2021
Скачиваний статьи: 156
Рубрика: Российское образование как зеркало социальных перемен

Ссылка для цитирования:
Константиновский Д. Л. Отношение к профессиям как индикатор социальных изменений // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. C. 155-166.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.757

For citation:
Konstantinovskiy D. L. Attitudes towards professions as an indicator of social changes Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 4. P. 155-166
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.757


Аннотация

Анализ отношения к различным профессиям (привлекательности либо престижа) является необходимой частью изучения выбора профессии. Динамика отношения к занятиям свидетельствует, что она отчётливо связана с текущей ситуацией и меняется при возникновении новых явлений в ней. Это хорошо видно на информации, полученной в опросах старшеклассников школ. Так, в данных 1960-х гг. заметны отголоски недавних событий – запуска первых советских «Спутников», полета Юрия Гагарина; очевидна связь с востребованностью профессий, так или иначе связанных с наукой и техникой: велика привлекательность занятий ученых, инженеров. В годы экономических трудностей и дефицита обратил на себя внимание взлёт привлекательности профессий продавца, бухгалтера, до того оказывавшихся в числе самых низко оцениваемых. Затем наступило время, когда в лидерах оказались банковский работник, юрист, бизнесмен, внешнеторговый работник, а ученые, преподаватели опускались всё ниже по шкале привлекательности. В 2010-х к лидерам присоединился госслужащий. Мнения, высказанные в каждом последующем году, принадлежат другой когорте молодежи. Анализ этой динамики на протяжении длительного периода времени позволяет также делать выводы о характеристиках, принадлежащих разным поколениям. При этом обнаруживается, что для интерпретации данных необходимо рассмотрение отношения к занятиям в связи с накопленным опытом семьи. Семейный опыт транслируется в образовательные и профессиональные ориентации детей. Это подтверждается данными о мотивации и собственно выборе образования и профессии. Вывод о том, что формирование ориентаций молодежи связано не только с восприятием актуальной ситуации, но и с социальным опытом предыдущих поколений, основан на материалах более чем 50-летних измерений.

Ключевые слова

выбор профессии, молодёжь, привлекательность профессий, престиж профессий, социальные изменения

 

Список литературы
  1. Водзинская В. В. О социальной обусловленности выбора профессии // Социальные проблемы труда и производства: Советско-польское сравнительное исследование. Москва–Варшава / Под ред. Г. В. Осипова и Я. Щепаньского. М.: Мысль, 1969. 510 с.

  2. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.

  3. Константиновский Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. 344 с.

  4. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Отношение молодежи к образованию в современной России // Общественные науки и современность. 2016. № 1. С. 5–19.

  5. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 49–66.

  6. Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования (монография) / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова и др. М.: ЦСПиМ, 2015. 232 с.

  7. Саганенко Г. И., Гаврилушкина Т. В., Филиппов А. И., Шахбазова Н. Престиж научных профессий у молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Выпуск Х. Материалы VI сессии Международной школы социологии науки и техники. СПб., 1996. С 230–236.

  8. Саганенко Г. И., Степанцова А. А., Степанова Е. И. Профессиональные предпочтения молодежи как показатель общественных перемен // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 59–70.

  9. Черноволенко В. Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально- профессиональной ориентации молодежи (Опыт социологического исследования). Киев: Наукова думка, 1979. 216 с.

  10. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юрист, 1997. 301 с.

  11. Шубкин В. Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М.: Мысль, 1970. 288 с.

  12. Bendix R., Lipset S. M. (Eds.) Class, Status, and Power. Social Stratification in Comparative Perspective. 2d ed. N.Y.: The Free Press, 1966. 667 p.

  13. Ginsberg E., Ginsburg S. W., Axelrad S., Herma J. L. Occupational Choice: an Approach to a General Theory. N.Y.: Columbia University Press, 1951. 271 p.


Содержание номера № 39. 2021