Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Мир труда переживает изменения и требует от государства, общества и бизнеса по-новому выстроить личный опыт в профориентации школьников
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье анализируется региональный вуз как социальный институт на примере кейса Ингушского государственного университета. Даётся общая характеристика университета. Показано, что региональный университет в современных условиях как социальный институт приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики. Ингушский университет ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Расширяются возможности получения среднего профессионального и высшего образования для социально уязвимых слоёв населения. Университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, поэтому в статье подчёркнута его роль в решении проблемы занятости и трудоустройства выпускников. Он даёт возможности стабильной занятости представителям высшей квалификации, которые иначе не смогли бы найти себе применение в силу особенностей структуры депрессивной региональной экономики. Кроме того, в Ингушском государственном университете формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Локомотивом здесь выступает Инжиниринговый центр как поставщик на российский рынок сорбента с высокой сорбционной ёмкостью. Центр нацелен на долгосрочное решение задач в сфере разработки модифицированных сорбционных материалов, которые используются в целом ряде отраслей, включая медицину и агрономию, применяются для ликвидации загрязнений окружающей среды в результате разлива нефти, для очистки сточных вод от различных органических веществ. Культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма многогранна. Вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой – ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Проанализирована интегративная функция университета в создании и поддержке единого образовательно-культурного пространства как важного условия государственного единства и устойчивого развития нашей многонациональной страны Подчёркнута роль личности ректора в решении задач, стоящих перед региональным университетом в современных условиях.
университет, социальный институт, образование, наука, Республика Ингушетия, миссия университета, человеческий капитал
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. 956 с.
Кравченко С. А. Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы. М.: Знание-сила, 2019. 236 с.
Латыш Н. И. Идея Университета в контексте современной цивилизации // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции "Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению" (29-30 апреля 2002 г., Минск) / Под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. Минск: БГУ, 2002. С. 10–15.
Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с. // URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/04/03/1168588296/%D0%A1%D0%90%D0%9E%2011%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 25.04.2021).
Лубский А. В., Ковалев В. В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 33–50.
Луговнина С. М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157–160.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.
Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М. Н. Голубевой. Под ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2005. 104 с.
Резник Г. А., Пономаренко Ю. С., Курдова Г. А. Функция вуза: новые возможности развития // Мир науки. 2014. Вып. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PMN414.pdf (дата обращения 28.04.2021).
Сафронов Н. В. Четвертая миссия университета в пространстве региона // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 16–25.
Скворцов Н. Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28–35.
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с французского Е.А.Самарской. М.: Научный мир, 1998. 204 с.
Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26–32.
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967. 247 с.
Яковлев А. М. Социальные институты // Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2е изд. М.: Норма, 2008. 912 с.
Ясперс К. Идея университета. Мн.: БГУ, 2006. 159 с.
Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Eco-nomic. Learning, Partnership and Place NIACE, 2005. Цит. по: Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (38). С. 203–218.