Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах
 Опубликован выпуск 4 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: В поисках справедливости: идея бесзусловного базового дохода

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Пузанова Ж. В., Филиппов В. М., Ларина Т. И., Симонова М. А.
Об исследовании факторов восприятия фейковых новостей массовой аудиторией (кейс студенческой молодежи)

В статье рассматривается проблема восприятия ложной (фейковой) информации массовой аудиторией, в особенности учащейся молодежью
подробнее...

25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
Все номера:
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах

Научная статья

Ярмак О. В. к.соц.н., доц.,
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
olga_yarmak@inbox.ru
ORCID ID=0000-0002-5025-9112
Большакова М. Г. к.п.н.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
marie-mary@yandex.ru
ORCID ID=0000-0001-9757-0162
Шкайдерова Т. В. к.фил.н. , доц.,
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия
romy@mail.ru
ORCID ID=0000-0001-5370-4237
Маранчак А. Г.
Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия; Институт общественных наук и международных отношений, Севастополь, Россия
amaranchak@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-0421-8675
DOI: 10.19181/vis.2021.12.1.703
Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. С. 136-152

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №20-011-31565 «Социологическое измерение межнационального и межрелигиозного согласия в Республике Крым и Севастополе при использовании полумарковских процессов и агентного моделирования».

Дата поступления статьи: 22.09.2020
Скачиваний статьи: 875
Рубрика: Социальные коммуникации в условиях «цифровой экспансии»

Ссылка для цитирования:
Ярмак О. В., Большакова М. Г., Шкайдерова Т. В., Маранчак А. Г. Социальные парадоксы коммуникации в постконфликтных обществах // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. C. 136-152.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.703

For citation:
Yarmak O. V., Bolshakova M. G., Shkayderova T. V., Maranchak A. G. Social communication paradoxes in post-conflict societies. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 136-152
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.703


Аннотация

Актуальность исследования постконфликтных обществ продиктована тем, что в цифровую эпоху эффективное силовое решение должно подкрепляться участием в формировании информационной повестки и управлением информационными потоками. Кейсы цветных революций позволяют говорить о коммуникации как о факторе формирования неконвенциональных социальных установок. Результаты социальной медиааналитики информационных потоков на Украине и на территории Крыма, осуществлённой авторами, показали, что на кризисных условиях в социуме формируются коммуникативные сети, которые создаются с использованием и благодаря внешнему влиянию. Информационные потоки постконфликтного общества формируются не только из реальных событий повседневности и существующей социально-политической ситуации, а ориентируясь на ряд тематик и дискурсов, которые должны присутствовать в медийном поле в обязательном порядке. Они выступают информационными триггерами, системными пусковыми элементами, формирующими различное протекание потоков, которые были дифференцированы авторами как одно- и мультиволновые. Анализ выявленных потоков, представляющих коммуникативные сетевые конструкции, свидетельствует о различном генезисе их возникновения и функционирования, но определяющим в этом процессе является геополитический запрос на формирование медиатреков. Информационные потоки постконфликтных обществ выступают коммуникативно-политическими структурами, имеющими двойную природу: изначально несут идеи открытого и демократического общества, но затем формируют конфликтные ситуации в гражданском и медийном полях.

Ключевые слова

социальные медиа, большие данные, информационный поток, Республика Крым, Украина

Список литературы

 

  1. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Модели влияния в социальных сетях // The Web portal Research Gate. URL: https:// www.researchgate.net/profile/Dmitry_Novikov5/publication/274390365_ Modeli_vliania_v_socialnyh_setah/links/55900ad908ae15962d8c3dd9/ Modeli-vliania-v-socialnyh-setah.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2016. 563 с.
  3. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494–505.
  4. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2015. 312 с.
  5. Тоффлер Э. Третья волна. M.: ACT. 2004. 140 с.
  6. Borgattia S. P., Everettb M. G. A Graph-theoretic perspective on centrality 2006 // The Web portal Research Gate. URL: https://www. researchgate.net/publication/222405203_A_Graph-Theoretic_Perspective_ on_Centrality (дата обращения: 10.03.2021).
  7. Granovetter M. Networks and Organizations: Structure, Form, and Action. Harvard Business School. 1992. 217 p.
  8. Kuikka V. Influence spreading model used to analyse social networks and detect sub-communities. 2018 // Springer Web portal. URL: https://computationalsocialnetworks.springeropen.com/articles/10.1186/ s40649-018-0060-z (дата обращения: 10.03.2021).
  9. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. McGraw-Hill, 1964. 318 p. ISBN 81-14-67535-7
  10. Nickerson D. W. Is Voting Contagious? Evidence from Two Field Experiments // American Political Science Review. 2008. Vol. 102. P. 49–57
  11. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence. Public Opinion: Our Social Skin. Chicago; L.: University of Chicago Press, 1984.
  12. Wang H., Wang F., Xu K. Modeling Information Diffusion in Online Social Networks with Partial Differential Equations. 2020 // Springer Web portal. URL: https://www.springer.com/gp/book/9783030388508 (дата обращения: 10.03.2021).

 


Содержание номера № 36. 2021