Ерёменко Ю. А. к.э.н.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
jul_eremenko@mail.ru
ORCID ID=
0000-0003-2524-1145Жаворонкова З. А. Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Россия
zina-zhavor@mail.ru
DOI:
10.19181/vis.2021.12.1.701Нейрофизиологические исследования восприятия визуального политического контента в социальных сетях
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. С. 153-169
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-33033 «Принципы построения молодежной политической коммуникации в социальных сетях на основе ме-тодов и алгоритмов нейрофизиологии» (2020–2021 гг., рук. Ю. А. Еременко).
Дата поступления статьи: 21.04.2020
Скачиваний статьи: 178
Рубрика: Социальные коммуникации в условиях «цифровой экспансии»
Ссылка для цитирования: Ерёменко Ю. А., Жаворонкова З. А. Нейрофизиологические исследования восприятия визуального политического контента в социальных сетях // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 1. C. 153-169.
DOI:
https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.701
For citation:
Eremenko Y. A., Zhavoronkova Z. A. On the issue of perception of political content in social networks: experience in the application of neurophysiological methodologies.
Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 1. P. 153-169
DOI:
https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.1.701 Аннотация
В статье рассмотрены особенности молодёжного восприятия политического контента в социальных сетях. Было предложено использование объективного нейрофизиологического метода окулографии для изучения визуального внимания. Эмпирической базой исследования послужил анализ 1500 постов социальных сетей политической направленности, к которым было применено тегирование визуальной части сообщения и собрана базовая поведенческая статистика, включающая показатели коммуникабельности, привлекательности и вирусности. Это позволило произвести первичную типологизацию политического контента и сформировать наборы стимульного материала для проведения нейрофизиологического исследования. Исследовательский эксперимент состоял в последовательной демонстрации коллажей из различных видов политического контента (мемы, фотографии политических лидеров, фотографии политических событий и постеры) и одновременной записи глазодвигательного поведения участников эксперимента с использованием веб-трекера. Полученные количественные данные позволили определить траекторию изучения стимульного материала, а также оценить визуальное внимание при восприятия различного вида политического контента. Изучение стимульного материала начинается с просмотра изображения в верхнем левом углу (0°–45°,), затем просматривается нижний левый угол (135°–180°,) независимо от вида контента. Обнаружено, что средняя продолжительность фиксаций для разных видов политического контента значимо отличается (H=8,201, df=3, p=0,042). Наибольший интерес представляют мемы и фотографии политических лидеров, наименьший – плакаты. Первые фиксации обусловлены, как правило, паттерном просмотра визуальной информации. Увеличение продолжительности восприятия стимула ведёт к перераспределению продолжительности фиксаций на наиболее интересные для участников эксперимента изображения. Выявлено, что средняя продолжительность фиксаций на контенте влечёт за собой его запоминаемость (изображения), на что указывает коэффициент корреляции Пирсона (r=0,564, p=0,023). Полученные данные о визуальном восприятии различного вида политического контента позволяют скорректировать и повысить эффективность коммуникационной стратегии продвижения аккаунтов социальных сетей акторами политической власти.
Ключевые слова
политическая коммуникация, визуальная коммуникация, политический контента, молодёжь, нейрофизиологические методы исследования, окулография
Список литературы
- Акаев Д. К. Трансформация политической культуры молодежи: роль интернет-коммуникаций // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 6 (57). C. 153–156.
- Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований. М: ФНИСЦ РАН, 2020. DOI 10.19181/monogr.978-5-89697-325-6.2020
- Ерёменко Ю. А., Улановская О. Н. Современные методы и технологии прикладного нейромаркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 37–45.
- Родькин П. Визуальная политика. Фирменный стиль России. М.: Совпадение, 2007. С. 160. ISBN 978-5-903060-12-2
- Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Комкнига, 2006
- Сафонова А. С. Новые формы виртуальной политической коммуникации в молодежной среде // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2015. № 2 (220). C. 30–34.
- Шкурко А. В. На пути к нейросоциологии // Социологические исследования. 2011. № 4. С. 13–22.
- Geise S., Panke D., Heck A. Still Images—Moving People? How Media Images of Protest Issues and Movements Influence Participatory Intentions // The International Journal of Press/Politics. 2020. Vol. 21. No 1. P. 92–118. DOI: 10.1177/1940161220968534.
- Gil de Zúñiga H., Abril E., Rojas H. Weblogs, Traditional Sources Online and Political Participation: An Assessment of How the Internet Is Changing the Political Environment // New Media Camp Society. 2009. Vol. 11. № 4. Р. 553–574. DOI: 10.1177/1461444809102960.
- Goldberg J., Kotval X. Computer interface evaluation using eye movements: Methods and constructs // International Journal of Industrial Ergonomics. 1999. Vol. 24. Р. 631–645. DOI: 10.1016/ S0169-8141(98)00068-7.
- Grobelny J., Jach K., Kuliński M. & Michalski R. Śledzeniewz roku w badaniach jako ściużytkowejo programowania // Historia imierniki. 2006. URL: http://repin.pjwstk.edu.pl:8080/xmlui/bitstream/handle/186319/166/Kansei%202006_Grobelny.pdf?sequence=1.
- Itti L. Quantifying the contribution of low-level saliency to human eye movements in dynamic scenes // Visual Cognition. 2005. Vol. 12. No 6. P. 1093–1123.
- Itti L., Koch C., Niebur E. A model of saliency-based visual-attention for rapid scene analysis. IEEE Transactions on Pattern Analysis and Machine Intelligence. 1998. Vol. 20. No 11. P. 1254–1259. DOI: 10.1109/34.730558.
- Jacob R. and Karn K. Eye Tracking in Human-Computer Interaction and Usability Research: Ready to Deliver the Promises. The Mind`s Eye: Cognitive and Applied Aspects of Movement Research. 2003. Vol. 2. No 3. Р. 573–605.
- Marquart F., Matthes J., Rapp E. Selective Exposure in the Context of Political Advertising: A Behavioral Approach Using Eye-Tracking Methodology // International Journal of Communication. 2016. Vol. 10. P. 2576–2595.
- Masciocchi C. M., Mihalas S., Parkhurst D., Niebur E. Everyone knows what is interesting: Salient locations which should be fixated // Journal of Vision. 2009. Vol. 9. № 11. P.1–22.
- McMains S . A., Kastner S . Visual Attention / / Encyclopedia of Neuroscience. Ed. by M. D. Binder , N. Hirokawa , U. Windhorst. Berlin, Heidelberg: Springer. 2009. DOI: https://doi. org/10.1007/978-3-540-29678-2_6344.
- Plassmann H., Zoëga T. Ramsøy, Milosavljevic M. Branding the brain: A critical review and outlook // Journal of Consumer Psychology. 2012. Vol. 22. No 1. P. 18–36. DOI: 10.1016/j.jcps.2011.11.010.
- Salau A., Binti A., Hamid A., Ishak N. Social Media and Youth Online Political Participation: Perspectives on Cognitive Engagement // New media and mass communication. 2015. Vol. 44. P. 8–15.
- Schill D. The Visual Image and the Political Image: A Review of Visual Communication Research in the Field of Political Communication // Review of Communication. 2012. Vol. 12. No 2. P. 118–142.
- Turner S. Social Theory as a Cognitive Neuroscience // European Journal of Social Theory. 2007. Vol. 10. No 3. Р. 357–374.
- Xenos M., Vromen A., Loader B. The great equalizer? Patterns of social media use and youth political engagement in three advanced democracies // Information, Communication & Society. 2014. Vol. 17. No 2. P. 151–167. DOI: 10.1080/1369118X.2013.871318.
- Zillmann D., Knobloch S., Yu H. Effects of Photographs on the Selective Reading of News Reports // Media Psychology. 2001. Vol. 3. No 4. Р. 301–324. DOI: 10.1207/S1532785XMEP0304_01.