Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
К традиционным размышлениям о явных функциях образования (воспроизводство социально-профессиональной структуры общества) и его латентных формах (репродукция распределительных отношений) добавляются задачи развития государства, которые обретают высокую актуальность с точки зрения экономических достижений и с позиции удовлетворения потребностей человека и общества, что определяет актуальность проблемы исследования
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье представлены результаты авторского медиа-аналитического исследования социальных медиа федеральных центров – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – по поисковым объектам «коронавирус» и «covid 19», «сидим дома» и «оставайтесь дома» за первые три недели самоизоляции – с 23 марта по 12 апреля 2020 г., что дало возможность проанализировать тенденции информационной повестки в потоках социальных медиа, возникающих в ситуации самоизоляции и эпидемиологического кризиса, понять особенности формирования ответа на общие угрозы и вызовы в региональных онлайн-сообществах.
Проведённый авторами киберметрический анализ социальных медиа с использованием системы мониторинга и анализа социальных сетей «Медиалогия», интеллектуального анализа больших данных (big data) позволил проследить образование медийных и коммуникативных трендов, связанных с неоднозначностью информационной оценки интернет- аудиторией ситуации пандемии коронавирусной инфекции и самоизоляции, а также формирование новых цифровых форм взаимодействия индивидов в их повседневных практиках. Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие методов агентного моделирования и больших данных для анализа социальных медиа в постконфликтных обществах»1. Исследовательский коллектив определяет сведения, полученные из системы «Медиалогия», как «большие социологические данные», позволяющие анализировать взаимодействие человека с информацией и его поведение в интернет-пространстве.
Результаты проведённого исследования доказали формирование региональности при обсуждении пандемии и связанных с ней проблем самоизоляции у московской и севастопольской интернет-аудиторий, что говорит о формировании определённой региональной солидарности перед новой угрозой и вызовами. Севастопольский интернет-сегмент показал не только региональную, но и «полуостровную» солидарность.
Новые условия повседневности привели к пониманию нового вирусного заболевания как социально-политического феномена, создающего условия для новых форм консолидации в обществе, вызванные различными реакциями на кризис. Одной из задач, стоящих сейчас перед социальными науками, является формирование сценариев и объяснительных схем данного явления.
социальные медиа, большие данные, коронавирус, самоизоляция, цифровая среда, цифровое действие
Абдеев Р. Ф. 1994. Философия информационной цивилизации / Ред. Е. С. Ивашкина, В. Г. Деткова. М.: ВЛАДОС. 336 с., ISBN 5-87065-012-7
Белл Д. 1999. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. М.: Academia. 956 с.
Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. М.: Культурная революция, Республика. 269 с.
Бодрийяр Ж. 2007. К критике политической экономии знака / Пер. с фр. М.: Академический Проект. 335 с.
Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Иванов И. С. 2016. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012–2014 гг) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 3. С. 173–188.
Бурдье П. 2007. Социология социального пространства / Пер. с франц. М.–СПб.: Институт экспериментальной социологии; Алетейя. 288 с.
Вайнштейн Г. 2002. Интернет как фактор общественных трансформаций // Мировая экономика и международные отношения, № 7. С. 16–27.
Вебер М. 1990. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. C.625–629.
Гидденс Э. 1999. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 704 с.
Кастельc Мануэль. 2004. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева, nод ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У–Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та). 328 с. ISBN 5-94799-373-2
Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Шкаратан О. И., ред. М.: ГУ ВШЭ. 608 с.
Кастельс М. 1999. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia. С. 494–505.
Маклюэн Г. M. 2003. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле». 464 с.
Мартьянов Д. С., Подлесская Н. С. 2020. Конвергенция телевидения и Интернета в России: политический аспект // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. Том 16. № 1. С. 58–77.
Ракитов А. И. 2014. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: Директ-Медиа. 105 с. // URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230128 (Дата посещения: 01.06.2020). ISBN 978-5-4458-6506-3. DOI 10.23681/230128
Смолян Г. Л., Солнцева Г. Н. 2018. Информационная среда и информационная деятельность – методологический анализ понятий // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. Том 38. С. 32–44.
Тоффлер Э. 2004a. Третья волна. М.: АСТ. 781 с.
Тоффлер Э. 2004b. Шок будущего. М.: ACT. 557 с.
Яницкий О. Н. 2020. // Институт социологии ФНИСЦ РАН / Блоги. URL: https://www.isras.ru/blog_yan_161.html (Дата посещения: 10.06.2020).
Baehr P. 2008. Caesarism, Charisma and Fate: Historical Sources and Modern Resonances in the Work of Max Weber. New Jersey: Transaction Publishers. 256 p.
Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Y., Nechaev V. D. 2015. Spiritual Orientations of Russians in the Age of the Internet Results of a National Sociological Research // European Journal of Science and Theology. Т. 11. № 4. С. 225–234.
Granovetter M. 1992. “Problems of Explanation in Economic Sociology”. In Nitin Nohria and Robert Eccles, Editors, Networks and Organizations: Structure, Form, Action, pp. 25–56. Boston: Harvard Business School Press.
Lazarsfeld P. F., Berelson B., Gaudet H. 1948. The People’s Choice: How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign. Columbia University Press, 1948. 214 с.