Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли
 Опубликован выпуск 4 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: В поисках справедливости: идея бесзусловного базового дохода

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Пузанова Ж. В., Филиппов В. М., Ларина Т. И., Симонова М. А.
Об исследовании факторов восприятия фейковых новостей массовой аудиторией (кейс студенческой молодежи)

В статье рассматривается проблема восприятия ложной (фейковой) информации массовой аудиторией, в особенности учащейся молодежью
подробнее...

25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
Все номера:
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли

Научная статья

Подольская А. А.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
annas.podolskaya@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-7192-8231
DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.632
Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли
// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. С. 153-169

Дата поступления статьи: 24.09.2019
Скачиваний статьи: 261
Рубрика: Гендерные различия и их роль в профессиональной сфере и трудовых отношениях

Ссылка для цитирования:
Подольская А. А. Женщины-инженеры в российской ракетно-космической отрасли // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. C. 153-169.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.632

For citation:
Female engineers in Russia’s rocket-space industry. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 1. P. 153-169
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.632


Аннотация

В статье рассматриваются типы карьеры женщин в высокотехнологичных отраслях экономики России на примере ракетно-космической отрасли (PKO) и причины выбора женщинами инженерно-технических направлений образования, а впоследствии карьеры в РКО. Теоретическую рамку исследования составили работы зарубежных и российских авторов, посвящённые изучению понятия и типов карьеры, а также занятости женщин в инженерных профессиях. Эмпирическая база – 33 полуструктурированных интервью с женщинами-инженерами: специалистами «советского» поколения и теми, кто начал свой трудовой путь после распада СССР. Было сделано предположение о том, что профессия инженера РКО для советского поколения женщин воспринималась как одна из востребованных профессий, интерес к ней объяснялся «романтикой космоса», желанием поучаствовать в чём-то важном для страны, в то время как для современного поколения инженеров на первый план выходят более прагматические аспекты, такие как престижность и востребованность технического образования, возможность работать на государственном предприятии, предоставляющем пакет социальных гарантий. В работе показано, что предположение подтвердилось частично. Среди причин выбора профессии у советского поколения женщин-инженеров преобладали искренний интерес к космосу, «романтика профессии», возможность заниматься полезным для страны делом и «династийность», которая в ряде случаев была важнее, чем желание респондента. Среди постсоветского поколения инженеров определяющим в выборе профессии стали способности к точным наукам, возможность получения высшего инженерного образования, востребованность профессии на рынке труда, в то время как «династийность» являлась скорее сопутствующим аспектом. Современные девушки в первую очередь ориентировались на личные предпочтения при выборе образования, а в последствии и сферы деятельности. При этом для них, как и для старшего поколения, при выборе места работы особое значение имела история предприятий. Наиболее часто выбираемым типом карьеры как для старшего, так и для молодого поколения инженеров является «квалификационный» тип карьеры. При этом популярно сочетание «квалификационного» и «научно-исследовательского» типов карьеры, тогда как сочетание «квалификационного» и «должностного» типов характерно для работников предприятий ракетно-космической отрасли в меньшей степени. Не характерными для респондентов оказались такие типы карьеры, как «монетарная» и «исполнительная».

 

Ключевые слова

STEM, женщины-инженеры, ракетно-космическая отрасль, типы карьеры женщины-инженера

Список литературы

Будник Г. А. 2015. Высшее инженерно-техническое образование женщин: история и современные тенденции // Женщина в российском обществе. № 3–4 С. 76–77.

Бурлуцкая М. Г. 2011. Внутриорганизационная мобильность на российских предприятиях: динамика структурных и нормативных регуляторов карьеры // Экономическая социология. Т. 12. № 1. С. 68–80. URL: https://ecsoc.hse.ru/2011-12-1/42286814.html (Дата посещения: 5.02.2019).

Козина И. М., Виноградова Е. В. 2016. Молодые инженеры: трудовые ценности и профессиональная идентичность // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 1. С. 215–230.

Козина И. М. 2002. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. № 3. С. 126–136.

Колесникова Е. М. 2018. Инженерные династии и перспективы профессиональной биографии молодых специалистов // Социологический журнал. Т. 24. № 1. C. 55–72.

Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты/ Аналитический отчёт. 2007 // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (Дата посещения: 5.02.2019).

Михайлова E. A. 2016. Реализация профессионального потенциала российских женщин: социологическое измерение // Женщина в российском обществе. № 3 (80). С. 25–38.

Подольская А. А. 2019. Восприятие баланса жизни и работы женщинами, работающими в STEM-отраслях (на примере ракетно-космической отрасли) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены ISSN 2219-5467. № 3. С. 192–210.

Ратай Т., Мартынова С., Гребенюк А. 2016. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники // Наука, технологии, инновации. № 34. С. 1–4.

Савостина Е. А., Смирнова И. Н., Хасбулатова О. А. 2017. STEM: профессиональные траектории молодежи (гендерный аспект) // Женщина в российском обществе. № 3 (84). С. 34–44.

Силласте Г. 2004. Гендерная асимметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в России. № 3. С. 122–132.

Соловей А. П. 2018. Профессиональная деятельность и карьерные ориентации женщин – молодых ученых НАН Беларуси // Социологический альманах. № 9. С. 393–401.

Dasgupta N, Stout J. G. 2014. Girls and Women in Science, Technology, Engineering, and Mathematics: STEMing the Tide and Broadening Participation in STEM Careers // Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. Vol. 1(1). P. 21–29.

Hall D. T., Chandler D. E. 2005. Psychological success: When the career is a calling // Journal of Organizational Behavior: The International Journal of Industrial, Occupational and Organizational Psychology and Behavior. Т. 26. № 2. P. 155–176.

McDaniel A. 2016. The Role of Cultural Contexts in Explaining Cross-National Gender Gaps in STEM Expectations // European Sociological Review. Vol. 32. № 1. P. 122–133. doi.org/10.1093/esr/jcv078

Patton M. Q. 2003. Qualitative evaluation checklist // Evaluation checklists project. Т. 21. P. 1–13.

Stebbins R. A. 1970. Career: The Subjective Approach // The Sociological Quarterly. Vol. 11. No. 1. P. 32–49.


Содержание номера № 32. 2020