Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Аксёнова О. В.
Исследования постглобализации в России: методы и результаты

 


подробнее...
01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес

Научная статья

Воронкова А. И.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
avoronkova@hse.ru
ORCID ID=0000-0003-1341-0351
DOI: 10.19181/vis.2019.31.4.618
Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес
// Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. С. 231-248

Дата поступления статьи: 03.06.2019
Скачиваний статьи: 840
Рубрика: Мотивы активности граждан

Ссылка для цитирования:
Воронкова А. И. Метаописание женских сценариев вовлечения в бизнес // Вестник Института социологии. 2019. Том 10. № 4. C. 231-248.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.618

For citation:
Meta description of female business engagement scenarios. Vestnik instituta sotziologii. 2019. Vol. 10. No. 4. P. 231-248
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2019.31.4.618


Аннотация

В данной статье проводится метаанализ репрезентации основных моделей рекрутирования женщин в профессиональную бизнес-сферу в европейской англоязычной, дальневосточной и отечественной периодике. Целью работы является систематизация теоретико-концептуальной и практической специфики воспроизведения определённых схем рекрутирования в экономическую элиту, а также ограничений, с которыми женщины сталкиваются при выборе профессиональных траекторий развития. Метаописание карьерного пути женщин, состоявшихся в сфере предпринимательства, позволяет реконструировать женские сценарии выбора и развития бизнес-карьеры, а также построить типологию нарративных стратегий, влияющих на выбор женщинами профессиональных траекторий развития в страновых контекстах. За эмпирическую основу данной работы взяты полнотекстовые статьи периодических и серийных изданий ведущих зарубежных и отечественных академических журналов. Использование критического дискурс-анализа статей и открытых данных позволяет реконструировать значение гендерных аспектов при выборе бизнес-карьеры и проследить влияние контекста развития женского предпринимательства на механизмы рекрутирования в разных странах. По результатам эмпирического исследования репрезентация механизмов рекрутирования женщин в профессиональную сферу дифференцируется в англоязычной и отечественной периодике по-разному. Страновые особенности являются одним из факторов, влияющих на формирование специфических для регионов бизнес-траекторий. В Европе преобладает дискурс системы образования как наиболее приемлемого способа закрепления в экономической сфере. В странах Восточной Азии акцент сделан на процессе иммиграции. В России присутствуют гендерно маркированные стратегии на лидерских позициях. Способ подачи механизмов рекрутирования тоже различен: если статьи европейского сектора фокусируются на позитивных тенденциях и репрезентации дискурса успешных бизнес кейсов, то отечественная периодика концентрируется на барьерах и ограничениях, с которыми сталкиваются женщины при выборе дальнейшей карьеры. Нарративы, используемые для реконструирования механизмов рекрутирования женщин в бизнес среду, и выбранная авторами статей терминология подтверждают позитивную репрезентацию женского предпринимательства в европейском секторе, двойственный характер бизнес сферы в странах Дальнего Востока и некоторое отставание российского сегмента.

Ключевые слова

метаописание, женское предпринимательство, женщины в бизнесе, механизмы вовлечения, профессиональные траектории

 

Список литературы

Григорьева Е. 2010. Особенности мужского и женского лидерства // Современные страховые технологии. Т. 3. С. 5–17.

Чирикова А. Е. 1998. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН. 358 с.

Adame S., Caplliure E., Miquel M. 2016. Work-life balance and firms: A matter of women? // Journal of Business Research. V. 69/4. P. 1379–1383.

Ambrose M., Schminke M. 1997. Asymmetric Perceptions of Ethical Frameworks of Men and Women in Business and Nonbusiness Settings // Journal of Business Ethics. V. 16/7. P. 719–729.

Ankudinov A., Biktemirova M., Khairullina E. 2014. Investment in Higher Professional Education in Russia: Value-based Approach // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 152. P. 1154–1159.

Borenstein M, Hedges LV, Higgins JPT, Rothstein H. 2009. Introduction to Meta-Analysis. Chichester: John Wiley & Sons. 415 p.

Brown D., Robson A., Charity I. 2018. International Masters’ student perspectives of team business simulations // The International Journal of Management Education. Available Online. URL: https://proxylibrary.hse.ru:2055/science/article/pii/S1472811717304299 (Дата посещения: 15.10.2019).

Davis J., Mengersen K., Bennett S., Mazerolle L. 2014. Viewing systematic reviews and meta-analysis in social research through different lenses // Springerplus. № 3. Article 511. Doi:10.1186/2193-1801-3-511 URL: https://www.researchgate.net/publication/266401365_Viewing_systematic_reviews_and_meta-analysis_in_social_research_through_different_lenses (Дата посещения: 15.10.2019).

De Massis А., Kotlar J. 2014. The case study method in family business research: Guidelines for qualitative scholarship // Journal of Family Business Strategy. V 30. P. 15–29.

Enders C. K. 2010. Applied Missing Data Analysis. New York: Guilford Press. 377 p.

Glass J., Estesn S. 1997. The family Responsive Workplace //Annual review of Sociology. V. 23. P. 289–313.

Glass G. V. 1976. Primary, Secondary, and Meta-Analysis of Research // Educational Researcher. № 5. P. 3–8.

Greenhause J., Kossek E. 2014. The Contemporary Career: A Work-Home Perspective // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. № 1. P. 361–388.

Gupta V., Goktan B., Gunay G. 2014. Gender differences in evaluation of new business opportunity: A stereotype threat perspective // Journal of Business Venturing. V. 29/2. P. 273–288.

Harden A., Thomas J. 2005. Methodological issues in combining diverse study types in systematic reviews // International Journal of Social Research Methodology. Vol. 8. P. 257–271.

Hardill I., Raghuram P. 1998. Diasporic Connections: Case Studies of Asian Women in Business // Area. Vol. 30/3. P. 255–261.

Hoveskog M., Halila F., Mattsson M., Upward A., Karlsson N. 2018. Education for Sustainable Development: Business modelling for flourishing // Journal of Cleaner Production. № 172. P. 4383–4396.

Idigoraz I., Vicente-Molina M. 2017. Gender issues related to choosing the successor in the family business // European Journal of Family Business. Vol. 7/1. P. 54–64.

Idrus S., Pauzi N., Munir Z. 2014. The Effectiveness of Training Model for Women Entrepreneurship Program // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 129. P. 82–89.

Jacobs J. 1996. Gender Inequality and Higher Education // Annual Review of Sociology. Vol. 22. P. 153–185.

Kim E., Park H. 2018. Perceived gender discrimination, belief in a just world, self-esteem, and depression in Korean working women: A moderated mediation model // Women’s Studies International Forum. Vol. 69. P. 143–150.

Kim J. 2010. The gendered desire to become cosmopolitan: South Korean women's motivations for migration to the UK // Women’s Studies International Forum. Vol. 33/5. P. 433–442.

Kimle A., Damhorst M. 1997. A Grounded Theory Model of the Ideal Business Image for Women // Symbolic Interaction. Vol. 20/1. P. 45–68.

Koricheva J., Gurevitch J., Mengersen K. 2013. Handbook of Meta-Analysis in Ecology and Evolution. 520 p.

LaFont S. 2001. One step forward, two steps back: women in the post-communist states // Communist and Post-Communist Studies. Vol. 34/2. P. 203–220.

Lagerberg F. et al. 2018. Women in business: beyond policy to progress. London.: Grant Thornton International. 24 p.

Lipsey M. W., Wilson D. B. 2001. Practical Meta-Analysis. Thousand Oaks, CA: Sage. 258 p.

Littell J. H., Corcoran J., Pillai V. 2008. Systematic Reviews and Meta-Analysis. Oxford, UK: Oxford University Press. 216 p.

Liu X. 2019. Narratives of mothers in diaspora: Motherhood reconstruction in Chinese transnational families // Women’s Studies International Forum. Vol. 73. P.: 16–23.

Miller J., Garrison H. 1982. Sex Roles: The Division of Labor at Home and in the Workplace //Annual Review of Sociology. Vol. 8. P. 237–262.

Mooney M. 1989. Sex Differences in Earnings in The United States // Annual Review of Sociology. Vol. 15. P. 343–380.

Mussolino D., Cicellin M., Iacono M., Consiglio S., Martinez M. 2019. Daughters’ self-positioning in family business succession: A narrative inquiry // Journal of Family Business Strategy. Available Online. URL: https://proxylibrary.hse.ru:2055/science/article/pii/S1877858517300542 (Дата посещения: 15.10.2019).

Nishimura J. 2011. Socioeconomic status and depression across Japan, Korea, and China: Exploring the impact of labor market structures // Social Science and Medicine. Vol. 73/4. P. 604–614.

Ong A. 1991. The Gender and Labor Politics of Postmodernity // Annual Review on Anthropology. Vol. 20. P. 279–309.

Our World in Data. Working women: Key facts and trends in female labor force participation. October 16, 2017. URL: https://ourworldindata.org/female-labor-force-participation-key-facts (Дата посещения: 15.10.2019).

Rijke P., Plucker J. 2011. Getting what we wish for: the realities of business education for a global economy // Buziness Horizons. Vol. 54/4. P. 375–382.

Schulze R. 2007. Current methods for meta-analysis: Approaches, issues, and developments // Zeitschrift fur Psychologie. № 215. P. 90–103.

Schwab K. et al. 2015. The Global gender gap report 2015. Switzerland: World Economic Forum. 378 p.

Zakirova V. 2014. Gender inequality in Russia: the perspective of participatory gender budgeting // Reproductive Health Matters. V. 22/44. P. 202–212.


Содержание номера № 31. 2019