Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В статье представлены первые результаты применения многомерной методики к социологическому измерению уровня российской идентичности
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье по итогам социологического исследования, проведённого в 2018 г. методом анкетирования по вероятностной квотной выборке (N=420), анализируется многозначность трактовок патриотизма в общественном мнении саратовцев. Установлено, что чаще всего «Родина» интерпретируется жителями как Россия, «малая родина» – как свой город, семья, (реже – родной двор). Содержательная интерпретация этого понятия ассоциируется с социально значимой деятельностью, активизмом¸ социальной ответственностью. Основными проявлениями патриотизма респонденты считают службу в армии, патриотическое воспитание детей, законопослушность и добросовестный труд на благо общества. Большинство саратовцев считают себя патриотами в той или иной степени. Но настораживает то, что каждый третий горожанин, особенно среди молодёжи, склонен отрицать это. Патриотизм молодёжи ориентирован более всего на любовь к России. Старшее поколение выстраивает патриотические чувства на любви к семье, близким, родному городу и СССР. При этом большинство граждан (хотя и в разной степени) различают понятия «патриотизм» и «национализм». Последний воспринимается скорее негативно. В целом граждане, особенно среди старшего поколения, считают, что после распада СССР воспитание патриотических ценностей «пошло на убыль», хотя государство, президент предпринимают определённые шаги по повышению уровня патриотизма в обществе. Именно в такие периоды перемен, как сегодня, ценности предшествующих поколений вступают в противоречие с реальностью, а носителем новых знаний и устремлений чаще всего становится молодое поколение, которое острее ощущает и свободнее выражает основные проблемы общества. Таким образом, не только старшее, но и младшее поколение становится равноправным субъектом формирования патриотических установок социума. При этом глубина различий между поколениями прямо пропорциональна динамике и масштабам перемен в социуме, а мера взаимовлияния поколений – один из главных факторов социальной стабилизации общества, включая формирование патриотических ценностей. Усиление эффективности деятельности в данном направлении, более широкое её освещение в СМИ и интернете будет способствовать развитию исторической и социокультурной памяти.
патриотизм, Родина, поколения, ценности, историческая память, социальная стабильность, молодёжь
Актуальность патриотического воспитания у саратовской молодежи / Е. В. Сайганова, Е. Р. Агишева, А. Т. Беспалов // Материалы IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 234–236.
Ильин И. А. 1993. Путь к очевидности. М.: Республика. 432 с.
Ивченков С. Г. 2018. Особенности патриотических настроений молодежи города Саратова: гендерные различия // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI международной конференции. С. 61–65.
Пaтриoтичeскoe воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы: Государственная программа // Вестник образования России. 2016. № 3. С. 10–26.
Подъячев К. В. 2016. Роль гражданского общества в трансляции ценностей патриотизма: опыт российских локальностей // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19–21 октября 2016). Материалы V Всероссийского конгресса / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Российское общество социологов. С. 2312–2322. URL: http://kigiran.com/sites/default/files/namrueva_l.v._izmenenie_soc_struktury_sela_rk.pdf [Дата посещения: 09.02.2019].
Реализация молодёжной политики на региональном уровне в условиях общества риска / О. В. Мунина, Е. В. Сайганова и др.; под общей редакцией С. Г. Ивченкова. Саратов, 2014. 96 с.
Савченко А. 1996. Цели образования в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского // В. А. Сухомлинский и современность. Чернигов. Вып. 2. С. 32–35.
Сайганова Е. В. 2015. Трансформация роли молодёжи в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 15. № 1. С 19–22.
Сайганова Е. В., Арефьева Е. О. 2017. Особенности патриотического воспитания с точки зрения студенческой молодежи // Университет в глобальном мире: новый статус и миссия. Сборник материалов XI Международной научной конференции. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Социологический факультет. С. 947–949.
Смирнова Ф. В. и др. 2014. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Растим патриотов Отечества» / Ф. В. Смирнова, М. Н. Мясникова, Е. Г. Кучерова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. № 6. С. 22–41.
Халий И. А. 2017. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. № 2. С. 67–74.