Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Россия в своей истории переживала совершенно различное отношение населения к вопросам потребления алкоголя и, порой, диаметрально противоположные подходы государства к его регуляции: от сухих законов до повсеместного поощрения, от северного типа потребления алкоголя (доминирование крепких напитков) до южного типа (доминирование слабоалкогольных напитков)
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В условиях глобализации сферы образования существенно расширяются возможности для академической мобильности студентов. В свою очередь, обучение иностранных учащихся является значимым показателем престижности современного вуза. Поэтому высшие учебные заведения реализуют программы по привлечению и адаптации иностранных студентов. При этом адаптация происходит по-разному у различных групп иностранных студентов в силу целого ряда причин, связанных с новой для них социальной, культурной и языковой средой. Статья посвящена анализу моделей и особенностей адаптации различных групп иностранных студентов к образовательной среде российского университета. В фокусе внимания – Казанский федеральный университет (КФУ), одно из крупнейших высших учебных заведений России, около 10% студентов которого – иностранцы. Этот показатель в КФУ несколько превышает средние значения по стране: согласно статистическим данным 2016 г., в федеральных вузах России доля иностранных учащихся в среднем составляет 4,2% [Академическая мобильность… 2016: 8]. В этом контексте можно предположить наличие связи между интенсивностью процесса адаптации иностранных студентов и успешностью их социализации и профессионального становления. В свою очередь, оценка иностранными студентами качества образования и комфортности процесса обучения в значительной мере определяет имидж, престиж и востребованность вуза. На успешность адаптации иностранных учащихся предположительно влияют мотивы поступления в Казанский университет, оценка студентами российского образования в целом и образования в КФУ в частности. Анализируются такие стороны студенческой жизни, как характер отношений иностранных учащихся с российскими студентами, местным населением, а также наличие проблем, связанных с изучением русского языка, организацией быта и досуга. Выделены следующие группы студентов-иностранцев: студенты из стран СНГ, студенты из стран дальнего зарубежья (кроме европейцев), студенты из стран Европы и США, студенты из Китая.
иностранные студенты, адаптация, социализация, студенчество, образовательная среда университета, молодёжь
Академическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования. Институт образования НИУ ВШЭ. Вып. 7. 13 с. // Институт образования НИУ_ВШЭ. URL: http://ioe.hse.ru/factobr [Дата посещения: 20.12.16].
Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. 2014. Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. 228 с.
Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 323 с.
Вебер М. 1990. Избранные произведения // О некоторых категориях понимающей социологии. М.: Прогресс. 808 с.
Дементьева С. В. 2008. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия ТПУ. № 6. С. 158‑164.
Дорожкин Ю. Н., Мазина Л. Т. 2007. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. № 3. С. 73‑77.
Дюркгейм Э. 1998. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Перевод А. Б. Гофмана. М.: Канон+. 432 с.
Ишкинеева Ф. Ф., Ахметова С. А., Минзарипов Р. Г. 2014. Социальное самочувствие молодёжи на пороге профессионального самоопределения в обществе риска // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. № 6. С. 220‑231.
Казанский федеральный университет. Обучение иностранных граждан в Казанском (Приволжском) федеральном университете. 2016 // Казанский Федеральный Университет. URL: http://kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekonomiki-i-finansov/struktura/centr-bakalavriata/dokumenty/obuchenie-inostrannyh-grazhdan [Дата посещения: 1.12.2016].
Корель Л. В. 2005. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. 424 с.
Крупец Я. Н. 2003. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. № 4. С. 143‑144.
Моднов С. И., Ухова Л. В. 2013. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. № 2. Т. I. С. 111–115.
Парсонс Т. 1997. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с.
Спенсер Г. 1999. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. Мн.: Современ. литератор. 1408 с.
Шюц А. 1988. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. № 2. С. 120–136.
Щербакова В. П. 2011. Социальное самочувствие молодёжи ‑ интегральный показатель её адаптации к общественным переменам в России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. № 3-1. С. 221‑232.
Merton R. K. 1982. Social Research and Practicing Professions / Ed. by A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books. 344 p.