Проблемы управления локальным образовательным пространством в контексте политики модернизации

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Проблемы управления локальным образовательным пространством в контексте политики модернизации

Редакторская заметка

Елисеева А. М. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, am.eliseeva@gmail.com
Проблемы управления локальным образовательным пространством в контексте политики модернизации
// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 255-274


Скачиваний статьи: 482
Рубрика: Образование в России

Ссылка для цитирования:
Елисеева А. М. Проблемы управления локальным образовательным пространством в контексте политики модернизации // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 255-274.


For citation:
Problems of local educational space management in the context of modernization policy. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 255-274

Аннотация

В статье представлена методология оценки социально-коммуникативного ресурса управления, а также результаты ряда эмпирических исследований вузов Вологодской области. Указанный ресурс свидетельствует о способности и готовности системы управления на уровне вуза или целого региона решать проблемы, возникающие в связи с модернизацией системы образования. Модернизация отечественной высшей школы является одним из основных направлений политики модернизации всего российского общества. Основополагающие предпосылки её проведения обоснованы такими стратегическими задачами государства, как преодоление социально-экономического кризиса, закрепление международных позиций страны, повышение качества жизни населения. Решение этих задач требует развития человеческих ресурсов, а значит модернизации образования. Традиционный тип функционирования вузов был связан с воспроизводством заданного числа специалистов определенного профиля, тогда как иновационный, соответствующий переменам, ориентирован на подготовку конкурентоспособных выпускников, востребованных на рынке труда, а сами требования этого рынка должны учитываться в учебных планах подготовки специалистов. В этой связи возникает вопрос об эффективности существующей системы управления и о способности самого управления быть эффективным в конкретном высшем учебном заведении или на уровне региональной системы образования в новых условиях. Реальное, а не формальное осуществление запланированных преобразований возможно лишь в том случае, если система управления сознательно использует имеющиеся у неё ресурсы. Выявленные проблемы образовательного пространства Вологодской области, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, в значительной степени повторяют круг проблем, установленных для конкретного вуза. Совокупность лиц, участвующих в принятии решений, готова к переходу на инновационный тип функционирования вуза, но сам этот переход проблематичен из-за того, что потенциальные и реальные субъекты, вовлечённые в его осуществление через наше исследование, не располагают соответствующей площадкой для конструктивного коммуникативного взаимодействия. Необходимо создание определённых условий для того, чтобы существующий социально-коммуникативный ресурс управления был оптимизирован и реализован.

Ключевые слова

система образования, высшая школа, модернизация, управление, коммуникация, социально-коммуникативный ресурс.

Список литературы

1. Тихонов А. В. Социология управления. М.: Канон+ РООИ Реабилитация, 2007.

2. Елисеева А. М. Социально-коммуникативный ресурс управления вузом в условиях реформирования высшей школы: автореф. дисс. канд. соц. наук // Официальный сайт ИC РАН, 2009. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1524 [Дата посещения: 27.09.2010].


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1