Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования
 Опубликован выпуск 4 (Том 14, 2023) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: В поисках справедливости: идея бесзусловного базового дохода

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Якоба И. А.
Конструируемое и реальное в медиатизации: интерпретация Второй Мировой войны Западом и Россией

Конструирование дискурса как способа воздействия в современном медийном пространстве получает все более широкое распространение
подробнее...

25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
31.03.2023 г.– 2023. Том 14. № 1
Все номера:
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования

Научная статья

Гаспаришвили А. Т., к.филос.н., доц., старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, gasparishvili@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-2832-4122
Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования
// Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 53-74


Скачиваний статьи: 151
Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Гаспаришвили А. Т. Ссузы глазами выпускников: работа vs продолжение образования // Вестник Института социологии. 2016. № 19. C. 53-74.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.429

For citation:
Gasparishvili A. T. Secondary Professional Training Facilities in the Eyes of Graduates: Working Versus Further Education. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4. P. 53-74
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.429


Аннотация

В статье анализируются учреждения по подготовке специалистов среднего звена – прежде всего, связи между социально-демографическими характеристиками выпускников ссузов и их мнениями, представлениями об избранных специальностях, мотивами выбора профессии и своего будущего жизненного пути. Статья подготовлена на основе материалов социологического исследования, посвящённого проблемам профессиональных ориентаций и планов выпускников российских ccузов, проведённого исследовательским коллективом ИС РАН под руководством Д. Л. Константиновского в 2014 г. В ходе исследования выпускники объясняли, чем обусловлен их выбор профессии, что повлияло на этот выбор, делились своими планами относительно того, чем они собираются заниматься после завершения учёбы, высказывали своё мнение о качестве полученного образования и его необходимом уровне для успеха в жизни. Судя по полученным данным, значительное большинство выпускников ссузов (70%) собираются выйти на рынок труда. Тех, кто думают продолжить образование сразу после окончания ссуза и заниматься только учёбой, относительно немного – 16%. Ещё 2% собираются всецело посвятить себя семейной жизни. Уверены в том, что будут работать по специальности, – менее половины выпускников (45%). Бόльшая часть опрошенных в поисках работы рассчитывают прежде всего на неинституциональные ресурсы. Тех, кто собираются воспользоваться институциональными ресурсами, почти в два раза меньше. Образование, полученное в ссузе, считают достаточным для успеха в жизни менее 10% выпускников. Значительное большинство (более 70%) говорят о необходимости высшего образования. Проведённый анализ позволяет сделать заключение, что для большинства учащихся ссузов система среднего специального образования является промежуточным этапом в планируемой жизненной траектории. Закончив ссуз, они будут, как правило, самостоятельно искать работу, не будучи уверенными, смогут ли трудоустроиться по специальности. Это связано не только с проблемами рынка труда, но и с качеством подготовки будущих специалистов – 40% выпускников не находят для себя полезными знания, полученные по специальности. Поприсутствовав какое-то время на рынке труда в качестве специалистов среднего звена, многие из них поступят в вузы, получат высшее образование и попытаются построить свои судьбы в соответствии со своими представлениями об успехе в жизни.

Ключевые слова

выпускники, мотивация, образование, рынок труда, среднее специальное образование, мнения, трудоустройство

Список литературы

Всё, что нужно знать о поступлении в вузы в 2015 году // Аргументы и факты. URL: http://www.aif.ru/dontknows/about/vsyo_chto_nuzhno_znat_o_postuplenii_v_vuzy_v_2015 [Дата посещения: 03.06.2016].

Ибрагимов Г. И. 2006. Качество среднего профессио- нального образования в современных условиях // Педагогика. № 6. С. 75–81.

Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. 2013. Реальность образования. Социологическое иссле- дование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП. 224 c.

Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: НИУ «Высшая школа эконо- мики», 2014. 464 c.

План по совершенствованию профобразования дора- ботают // Официальный сайт партии Единая Россия. URL: http://er.ru/news/127275/ [Дата посещения: 03.06.2016].

Среднее специальное оставят без высшего // Коммерсант. 2015. № 117. С. 5.


Содержание номера № 19. 2016