Формирование ориентаций молодёжи в сфере образования Научная статьяКонстантиновский Д. Л., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, scan21@mail.ruORCID ID=0000-0003-3316-0644Elibrary SPIN=-Формирование ориентаций молодёжи в сфере образования// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 4. С. 13-27Скачиваний статьи: 546Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалииСсылка для цитирования: Константиновский Д. Л. Формирование ориентаций молодёжи в сфере образования // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 4. C. 13-27.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427For citation: Konstantinovskiy D. L. The Formation of Young People’s Orientations in The Sphere of Education. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4. P. 13-27DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427Текст статьиАннотацияВ статье рассматриваются факторы, оказывающие решающее влияние на формирование намерений молодёжи в отношении образовательной и профессиональной карьеры. Особое внимание уделено анализу динамики престижа образования в нашей стране, особенностей его изменений вследствие различных воздействий, связанных с экономическими, политическими и другими переменами. Отмечено возрастающее значение образования для развития страны и отношения к нему в настоящее время. На материалах социологических исследований показаны устремления разных групп современной молодёжи в сфере образования. Продемонстрированы также мотивы получения профессии и образования, которыми старшеклассники школ объясняют свой выбор дальнейшего пути. С привлечением статистических данных показана взаимосвязь изменений на рынке труда, ориентаций молодёжи (семей) и развития сферы образования в разные периоды развития нашей страны. Проиллюстрирована роль рынка труда как в формировании ориентаций и социального поведения молодёжи, так и (опосредованно) в развитии сферы образования. Сигналы, поступающие с рынка труда, воздействуют на ориентации молодёжи и планы родителей в отношении образования детей; семьи передают запрос сфере образования, а та отвечает, формируя более или менее адекватное предложение. Также показано, как образовательные планы молодёжи зависят от перемен в сфере образования. Молодёжь, определяясь с планами на будущее, принимает во внимание, в частности, конкурсную ситуацию в образовании (прежде всего, соотношение приёма в вузы и выпуска из школ) и оценивает собственные возможности. В статье обосновывается утверждение о том, что стремление молодёжи к образованию – один из важнейших ресурсов, которыми может обладать страна, один из первостепенных движителей развития. Профессиональные ориентации молодёжи приобретают всё большее значение в связи с переменами, которые происходят в мире. Обязанность общества – изучать и совершенствовать стремление молодёжи к образованию.Ключевые словамолодёжь, образование, ориентации, образовательная и профессиональная карьера, престиж образованияСписок литературыАитов Н. А., Филиппов Ф. Р. 1988. Управление раз- витием социальной структуры советского общества / Отв. ред. В. А. Мансуров. М.: Наука. 150 с. Вознесенская Е. Д. 2015. Молодёжь и профессии // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет исследования. Коллективная монография. М.: ЦСП и М. 232 с. Волков С. В. 1999. Интеллектуальный слой в совет- ском обществе. М.: Некоммерческая организация «Развитие», ИНИОН РАН. 250 с. Герчикова В. В. 1988. Современное высшее образование: функции, реализация, перспективы. Томск: изд-во Томского университета. 163 с. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальней- шем развитии системы народного образования в СССР. 24 дек. 1958 г. // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1 января 1959 г., № 1 (933). С. 5. Катунцева Н. М. 1977. Опыт СССР по подготовке интел- лигенции из рабочих и крестьян. М.: Мысль. 203 с. Константиновский Д. Л. 2008. Неравенство и образова- ние: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы – начало 2000-х). М.: ЦСП. 552 с. Константиновский Д. Л. 2015. Окончание школы, наме- рения и реальность: что хотели – что получили // Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи: 50 лет иссле- дования: коллективная монография. М.: ЦСП и М. 232 с. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю., Рощина Я. М. 2006. Доступность качественного общего образо- вания: возможности и ограничения. М.: Университетская книга. 208 с. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. 2015. Молодёжь, рынок труда и экспансия высшего образования // Социологические исследования. № 11. С. 37–48. Лиханов А. 1966. Положение детей в России // Неза- висимая газета. 21 ноября. Образование в Российской Федерации: 2014: Стати- стический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с. Руткевич М. Н., Филиппов Ф. Р. 1978. Высшая школа как фактор изменения социальной структуры развитого соци- алистического общества. М.: Наука. 272 с. Сайт «Статистика российского образования». URL: http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_13&ttype=2&- Field=All [Дата посещения: 22.12.2014]. Шубкин В. Н. 1970. Социологические опыты. М.: Мысль. 288 с. Konstantinovskii D. L., Khokhlushkina F. A. 2000. The Formation of the Social Behavior of Young People in the Sphere of Education // Russian Education and Society. Vol. 42. № 2. P. 26–58.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4