Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Представленная статья основана на материалах социологических исследований, проведённых в Республике Тыва в 2019 и 2021 гг
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье представлены результаты социологического исследования телепотребления среди молодёжи города Саратова. СМИ традиционно считаются четвёртой ветвью власти. Составные компоненты механизма воздействия СМИ на общественное мнение включают целенаправленность и характер отбора информации, степень её соответствия реальным фактам, способы её препарирования, интерпретации, распространения, символические ряды визуальных образов, кодов. Однако аудитория также является относительно самостоятельным социальным субъектом, обладает своими специфическими характеристиками и механизмом восприятия информации. Особенно ярко это проявляется на примере молодёжной телеаудитории, поэтому в 2014 году в Саратове было проведено социологическое исследование молодёжи. Данные исследования позволили описать молодёжную телеаудиторию, выявить особенности телепросмотра у городской молодёжи, оценить роль и место телевизионных СМИ как социетального института. Постоянный телепросмотр занимает значимое место среди способов проведения свободного времени у саратовской молодёжи, хотя её телесмотрение имеет преимущественно нецеленаправленный характер. Для большинства саратовской молодёжной телеаудитории телевидение является основным способом развлечения, а также просвещения и получения информации. Однако достаточно значимой, по мнению саратовцев, оказывается роль СМИ как социального института и агента социализации. При выявлении факторов влияния на мнение о значимости функций телевидения как социального института для саратовской молодёжной аудитории были выявлены несколько групп факторов: возраст, количество телепросмотров, среднее время, проводимое у телеэкранов. Полученные результаты иллюстрируют убывание значимости рекреативной функции с уменьшением количества телепросмотров в неделю. Развлекательная функция представляет большую значимость для тех, кто чаще смотрит телевизор, и практически теряет свою значимость у групп, которые практически не смотрят телевизор. Данные типологии телеаудитории носят относительный характер, однако их важно учитывать в ходе анализа функционирования телевидения и при уточнении социальных механизмов взаимодействия СМИ и общества.
телепотребление, телепросмотр, молодёжь, телевизионные СМИ, социальные функции телевидения