Затерянный город: медийный конструкт и реальность

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Затерянный город: медийный конструкт и реальность

Научная статья

Аксёнова О. В., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, illaio@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-1634-7597
Elibrary SPIN=-
Затерянный город: медийный конструкт и реальность
// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 2. С. 62-74


Скачиваний статьи: 825
Рубрика: Города России: визуальные наблюдения социолога

Ссылка для цитирования:
Аксёнова О. В. Затерянный город: медийный конструкт и реальность // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 2. C. 62-74.


For citation:
Aksenova O. V. A lost city: media constructs and reality. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2. P. 62-74

Аннотация

В статье представлены результаты визуального наблюдения, проводившегося в ходе полевых социологических исследований в Тамбовской области летом 2013 г. Продемонстрирована самостоятельная научная ценность данного этапа работы социолога. Выявлено радикальное расхождение между реальностью, наблюдаемой в российской провинции, и реальностью, конструируемой в средствах массовой информации. Особой экономической активности в Тамбове и области визуально не просматривается. С трудом удерживаются на плаву остатки советских производств, в сельское хозяйство проникают глобальные потоки посредством аграрных технологий. Однако город и область восстанавливают всё, что позволяют скудные ресурсы, и делают даже то, чего они не позволяют. Тамбов живёт активной культурной жизнью, и, в отличие от жизни экономической и политической, она вполне очевидна. Жители вкусно едят, красиво одеваются, воспроизводят свою историческую идентичность и уникальность. Тамбовский Волк, растиражированный в сувенирах, тоже элемент пропаганды местной уникальности. Визуальное наблюдение в данном случае подтверждает один из выводов, полученных другими методами: в условиях недостаточности ресурсов социокультурное развитие региона в целом и отдельных локальностей возможно лишь при наличии достаточного числа активных субъектов действия и работающих механизмов их воспроизводства. Остаётся невыясненным вопрос, обозначенный в самом начале статьи: почему СМИ практически подвергают умолчанию Тамбовскую область с её стариной и современной культурной жизнью, с её социальной активностью и исключают её из сознания россиян? То же самое происходит со многими из исследуемых (и ещё не исследованных) нами регионов. Можно лишь предположить, что это более чем странное явление не есть результат заговора, но проявление глобализации, в процессе реализации которой образ родной земли оказывается не востребованным – достаточно безымянных чернозёмов, осваиваемых агрохолдингами вахтовым методом.

Ключевые слова

полевые исследования, визуальное наблюдение, российские регионы, малые города, конструирование социальной реальности, социокультурное развитие, СМИ


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2