«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации
Опубликован выпуск 1 (Том 15, 2024) сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Методология в российской социологии

Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Волков А. Д., Аверьянов А. О., Рослякова Н. А., Тишков С. В.
Измерение социокультурных характеристик по шести показателям модели Хофстеде: апробация инструментария для расчета значений на индивидуальном уровне

В статье представлены результаты авторского исследования, посвященного адаптации и апробации в российских условиях признанного в мире инструментария измерения социокультурных характеристик по модели Хофстеде на индивидуальном уровне
подробнее...

01.04.2024 г.– 2024. Том 15. № 1
25.12.2023 г.– 2023. Том 14. № 4
30.09.2023 г.– 2023. Том 14. № 3
30.06.2023 г.– 2023. Том 14. № 2
Все номера:
2024 (Том 15)  |  1  
2023 (Том 14)  |  4   3   2   1  
2022 (Том 13)  |  4   3   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации

Научная статья

Попова Е. С., к.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, espopova@isras.ru
ORCID ID=0000-0002-9808-3152
«Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации
// Вестник Института социологии. 2012. № 5. С. 202-215


Скачиваний статьи: 1033
Рубрика: Социология образования:теоретические концепты

Ссылка для цитирования:
Попова Е. С. «Новые концепты» социологии образования: возникновение и проблемы операционализации // Вестник Института социологии. 2012. № 5. C. 202-215.


For citation:
Popova E. S. “New concepts” in the sociology of education: the origin and perstionalization. Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 2. P. 202-215


Аннотация

В фокусе статьи находятся аспекты возникновения и операционализации «новых концептов» науки, в частности, в языке описания социологии образования. Концепт выступает глобальной мыслительной единицей, «сгустком смысла», который включает в себя как личностные, индивидуальные смыслы, так и социально-культурные. Для того чтобы «освободить» концепт от личностных смыслов, необходим процесс операционализации. Процесс операционализации можно обозначить как процесс соединения когнитивных структур исследователя с исследовательской реальностью. На основе анализа научной литературы по вопросам концептуализации и операционализации, предлагается модель изучения «новых концептов» социологии, в которой социологическое объяснение будет считаться обоснованным, если удастся показать, что оно соответствует значениям, используемым индивидами в практике конструирования общественных реальностей. Кроме того, операционализация концепта должна быть логичной, не подразумевающей «затемнения» значения концепта или подмену его сути, а операциональные определения должны отвечать общеметодологическим требованиям релевантности, валидности, устойчивости, точности, сбалансированности и компактности. В работе анализируется взаимосвязь общественных изменений и тенденций развития общества с языком описания объекта исследования через призму возникновения и операционализации «новых концептов», в том числе концепта «рынка образовательных услуг» и концепта реализации «образовательных потребностей». Анализ концептов показывает, что не важно, заимствуется ли концепт из языка повседневной жизни в научный язык или из языка одной научной дисциплины в другую. Если «новый концепт» получает высокий уровень операционализации с соблюдением всех выработанных общеметодологических требований, то он станет использоваться в практике проведения социологических исследований. Однако зачастую процесс операционализации остаётся за рамками описания исследований. Учёные не всегда уделяют существенное внимание описанию процедуры разработки операциональных определений. Процесс выработки операциональных определений должен стать открытым не только в специализированных пособиях по методике и методологии социологического исследования для студентов и аспирантов, но и быть необходимым пунктом в практике описания социологических исследований.

Ключевые слова

 социология образования, «новые концепты», социологическое исследование, концептуализация, операционализация, образование

Список литературы

 

    1. Maasen S. Metaphors and the dynamics of knowledge. L.: Routledge, 2000.

    2. Altbach P. G., Reisberg L., Rumbley L. E. Trends in global higher education // Global perspectives on higher education. Vol. 22. Теория, методология и концептуализация. Цит. по: Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.

    3. Encyclopedia of sociology. 2nd ed. N. Y.: Macmillan Reference USA, 2000.

    4. Annual Review of Sociology. 2011 // URL: http://www.jstor.org/action/showPublication?journalCode=annurevisoci [Дата посещения: 11.07.2012].

    5. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Жинкин Н. И. Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998.

    6. Vogt W. Paul. Dictionary of statistics and methodology: A nontechnical guide for the social sciences. Newbury Park, CA, USA: SAGE Publications, 1993.

    7. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Реальность образования и исследовательские реальности. М.: ГУ ВШЭ, 2010.

    8. Найдёнова Л. И. Современные тенденции в развитии отечественной социологии образования // Социосфера. 2011. № 1. C. 47–52 URL: http://psyjournals.ru/sociosphera/2011/n1/41583_full.shtml [Дата посещения: 11.07.2012].

    9. Поправко Н. В., Рыкун А. Ю. Социологический анализ локального рынка образовательных услуг: проблемы методологии и концептуализации в рамках оформления экспертной позиции // Экспертиза инновационных процессов в образовании: Подходы к проблеме экспертизы в образовании. Кн. I. Материалы III Всероссийской конференции «Традиционные и инновационные процессы в образовании: экспертиза как способ развития образовательных практик. Томск, 15-16 октября 1998 г. Томск, 1999. С. 136–143. URL: http://siterium.trecom.tomsk.su/popravko/Poprav_6.htm [Дата посещения: 11.07.2012].

    10. Русанов Д. В. Региональный университет в условиях глобализации: особенности социологического исследования // Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1209559296.pdf [Дата посещения: 11.07.2012].

    11. Логунова О. С. Социально-профессиональная стратегия вуза и образовательное поведение молодёжи: методология социологического анализа // URL: http://tinyurl.com/3b3h3ox [Дата посещения: 11.07.2012].

    12. Социологическая энциклопедия. В 2-х томах. М.: Мысль, 2003.

    13. Тейтельман Н. Б. Потребности в образовании студентов негосударственных вузов. Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06: Екатеринбург, 2004, 161 c. РГБ ОД, 61:05-22/174. URL: http://diss.rsl.ru//diss//05/0306/050306031.pdf [Дата посещения: 11.07.2012].

    14. Kong-Ming P. The personal identification of the interviewer // The American Journal of Sociology. 1956. Vol. 62. № 2. Р. 213–214.

    15. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М.: Логос, 2001.


Содержание номера № 5. 2012