Менеджеристские основы нормативно-подушевого финансирования высшего образования и его социальные эффекты

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Менеджеристские основы нормативно-подушевого финансирования высшего образования и его социальные эффекты

Научная статья

Дятлов А. В. д.соц.н., проф.,
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
avdyatlov@yandex.ru
ORCID ID=0000-0001-5914-4744
Elibrary SPIN=8257-1109
Ковалёв В. В. д.соц.н., доц.,
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия
vitkovalev@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-8439-3117
Elibrary SPIN=9331-9999


DOI: 10.19181/vis.2025.16.3.11
EDN: HBXJLF

Менеджеристские основы нормативно-подушевого финансирования высшего образования и его социальные эффекты
// Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. С. 203-228

Дата поступления статьи: 23.04.2025
Рубрика: Проблемы российского образования

Ссылка для цитирования:
Дятлов А. В., Ковалёв В. В. Менеджеристские основы нормативно-подушевого финансирования высшего образования и его социальные эффекты // Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. C. 203-228.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.11. EDN: HBXJLF

For citation:
Dyatlov A. V., Kovalev V. V. On the Social Effects of the Managerial Approach and Per-Capita Normative Financing of Higher Education. Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3. P. 203-228
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.11. EDN: HBXJLF


Аннотация

В статье рассматривается применение нормативно-подушевого финансирования как разновидности менеджеристского рейтинга, принятого в системе межвузовской конкуренции и его влияние на ситуацию в российской системе высшего образования. Цель исследования: выявить зависимость между управленческим содержанием нормативно-подушевого финансирования, как основного инструмента государственной поддержки университетов, и деструктивными социальными эффектами от его применения. Авторы показывают, что теоретические основания этого подхода к финансированию образования созданы с опорой на идеи государственного менеджеризма, разработанного для адаптации корпоративных способов управления к потребностям управления некоммерческим сектором.

Главная задача нормативно-подушевого финансирования – снизить расходы государственного бюджета, лишив низкорейтинговые университеты бюджетных ассигнований в порядке не выделения им контрольных цифр приема. В статье осуществлено качественное и количественное измерение социальных эффектов от применения этого менеджеристского инструмента. Методы исследования: анализ документов; массовый опрос преподавателей; глубинные интервью с преподавателями, работающими на отделениях довузовской подготовки; глубинные интервью с преподавателями, ответственными за обеспечение показателей по трудоустройству. В результате установлено, что все показатели по нормативно-подушевому финансированию разделены на три категории: социально значимые, достигаемые имитационно; бесполезные, достигаемые имитационно; содержащие реальную угрозу снижению качества образования. Большая часть KPI в той или иной степени фальсифицируются, т. к. у вузов не хватает ресурсов для их выполнения. Возможности искажения показателей проистекают от глубокого разрыва сущности управленческой работы и научно-образовательной деятельности. Управление – это поточный процесс складывания цифр и формализованных процессов. Наука и образование – воспроизводство блага, каждая единица которого требует индивидуальной оценки. В менеджеристской управленческой модели преподаватель оказался в полной зависимости от управленца, индифферентного к смыслам того, чем он управляет. Сознательно или бессознательно эффективные менеджеры требуют результата любой ценой, предпочитая игнорировать вопрос качества создаваемых благ. Основная цель нормативно-подушевого финансирования – устранить из рынка образовательных услуг университеты, не способные сделать необходимый минимум по KPI. Поэтому массовые фальсификации в условиях нехватки ресурсов стали результатом адаптации к изначально дискриминационным обязательствам.

Авторы приходят к выводу, что региональные университеты имеют недостаточный потенциал для выполнения предлагаемого Минобрнауки KPI по нормативно-подушевому финансированию, что создает риски имитационного достижения показателей и ведет к снижению качества образовательного процесса, и вместе с тем, потери университетами своей социальной полезности, что может создать серьезные риски для развития страны.

Ключевые слова

университеты, нормативно-подушевое финансирование, KPI, показатели, имитация, фальсификация, менеджеризм, государственный менеджеризм

Список литературы
  1.  Амирханян Л. Г., Амирханян А. Г. и др. Разработка многокритериальной модели распределения контрольных цифр приема // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. № 6. С. 169–185. DOI: 10.12731/2658-4034- 2023-14-6-169-185; EDN: VWINVE.
  2. Берсеров Т. Б. Стимулирование предпринимательской активности как менеджеристский инструмент управления высшей школой // Caucasian Science Bridge. 2021. Т. 4. № 1. С. 76–83. DOI: 10.18522/2658-5820.2021.1.8; EDN: CMGDJY.
  3. Богданова О. В. Влияние менеджеристской модели управления университетами на институционализацию дополнительного образования // Caucasian Science Bridge. 2023. Т. 6. № 4. С. 57–64. DOI: 10.18522/2658-5820.2023.4.5; EDN: FPKKHX.
  4. Боровская М. А., Ястребова О. К. и др. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 3–14. EDN: OZPHMB.
  5. Васюнина М. Л., Филатова Д. Д. Финансовое обеспечение высшего образования в России // Муниципальная академия. 2018. № 3. С. 89–92. EDN: VMHXYW.
  6. Вольчик В. В., Фурса Е. В. и др. Институциональная и организационная структуры дополнительного профессионального образования в Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 79–91. EDN: XDYGAD.
  7. Друкер П. Практика менеджмента / Пер. с англ. И. Веригина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 299 с.
  8. Дятлов А. В., Ковалев В. В. Эффективность управления высшим образованием России в практиках применения менеджеристских инструментов // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 2. С. 70–91. DOI: 10.19181/vis.2023.14.2.3; EDN: RGIKSM.
  9. Иванова И. В., Мороз И. Н. Возможности и проблемы цифровизации высшего образования // Высшее образование сегодня. 2022. № 5-6. С. 30–35. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.05-06.P.030; EDN: FYFCIA.
  10. Кизиль Е. В., Нагаев Г. В., Усанов И. Г. Совершенствование методического обеспечения формирования и распределения финансовых ресурсов высшего образовательного учреждения в Российской Федерации // Вестник КемГУ. Сер.: Политические, социологические и экономические науки. 2022. Т. 7. № 3. С. 331–341. DOI: 10.21603/2500-3372-2022-7-3-331-341; EDN: MWHYNU.
  11. Ковалёв В. В., Дятлов А. В. Субъектность академического сообщества в условиях менеджеристского управления // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30. № 2. С. 37–51. DOI: 10.19181/nko.2024.30.2.3; EDN: TDOEUA.
  12. Ковалёв В. В., Дятлов А. В. Профессиональная культура преподавателей в условиях менеджеристского управления (на примере вузов юга России) // Oriental Studies. 2024. Т. 17. № 4. С. 849–869. DOI: 10.22162/2619-0990-2024-74-4-849-869; EDN: TKARIN.
  13. Ковалёв В. В., Дятлов А. В. Ресурсообеспеченность преподавателей российских университетов в условиях реализации менеджеристской политики // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2024. № 4. С. 196–217. DOI: 10.22162/2587-6503-2024-4-32-196-217; EDN: GOVYBK.
  14. Лисутин О. А. О влиянии внешних факторов на распределение бюджетных контрольных цифр приема между вузами // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2022. № 2(34). С. 122–132. EDN: TOSORM.
  15. Малинецкий Г. Г., Подлазов А. В. ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования // Вестник Московского ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2011. № 3. С. 18–58. EDN: OWGATD.
  16. Михель А. А. Выбор моделей интегрального оценивания при конкурсном распределении контрольных цифр приема в системе высшего образования // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2015. № 14. С. 40–50; EDN: TZQPVN.
  17. Нуриева Л. М., Киселев С. Г. Распределение контрольных цифр приема в вузы: проблемы конкурсного отбора // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 46–71. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-46-71; EDN: TLCBOB.
  18. Осборн Д., Геблер Т. Обновленное правительство. М.: РГСУ, 2009. 311 с.
  19. Пунанцев А. А. О соблюдение общедоступности образования в условиях нормативно-подушевого финансирования // Среднее профессиональное образование. 2018. № 11. С. 20–25; EDN: YTQOMP.
  20. Романов Е. В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть II // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5. С. 62–86. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-62-86; EDN: BSVPLA.
  21. Смык А. Ф., Прусова В. И. и др. Анализ масштаба и причин отсева студентов в техническом университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 52–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-52-62; EDN: MFLTMU.
  22. Содномова С. К. Оценка внедрения нормативно-подушевого финансирования на примере учреждений образования // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. № 4. С. 101–111. DOI: 10.25205/ 2542-0429-2018-18-4-101-111; EDN: VSBUZE.
  23. Студенцов В. Б. Два течения в социальной философии британского неоконсерватизма // Вопросы философии. 1985. № 2. С. 103–114.
  24. Тьерио Ж. Л. Маргарет Тэтчер / Пер. с фр. Ю. М. Розенберг. М.: Молодая гвардия, 2010. 528 с.
  25. Федулин А. А., Минаев В. А. Распределение контрольных цифр приема студентов в контексте эффективности деятельности вузов // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 25–28; EDN: RZCXGV.
  26. Considine M. The corporate management framework as administrative science: a critique // Australian Journal of Public Administration. 1988. Vol. 47. № 1. P. 7–15.
  27. Meier K. J. Public Administration Theory and Applied Economies: Some Intemperate Remarks // Administration and Politics: The Newsletter for the Section on Public Administration of the American Political Science Association. 1993. № 3. С. 3–6. 

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3