Творческий труд как фактор Победы: советский театр в годы Великой Отечественной войны Научная статьяЛевченко Н. В. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия natalya_levchenk@mail.ruORCID ID=0000-0002-9052-7900Elibrary SPIN=7346-0433DOI: 10.19181/vis.2025.16.3.4EDN: WKVRDMТворческий труд как фактор Победы: советский театр в годы Великой Отечественной войны// Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. С. 37-51Дата поступления статьи: 16.06.2025Рубрика: Социология Великой Отечественной войны: малоизученные аспекты (к 80-летию Победы)Ссылка для цитирования: Левченко Н. В. Творческий труд как фактор Победы: советский театр в годы Великой Отечественной войны // Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. C. 37-51.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.4. EDN: WKVRDMFor citation: Levchenko N. V. Creative Labour as a Victory Factor: Theatre and Other Arts in the Wartime USSR. Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3. P. 37-51DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.4. EDN: WKVRDMТекст статьиАннотацияВ статье рассматриваются процессы формирования и актуализации творческого труда в жизни советского общества. За счет того, что советская культурная революция не привела к полному уничтожению прежних устоев общества, а скорее преобразовала их в новую форму, советская культура не была построена заново, она сохранила прошлое, добавив новые оригинальные черты. И одним из элементов подобного нововведения стало формирование иного, по сравнению с традиционным, отношения к труду. Практически с первых лет советской власти стали прилагаться усилия по освобождению общества от всех форм отчуждения, в том числе и отчуждения от труда. Характерным было воспитание энтузиазма, товарищества, развитие общественного труда. В результате труд (физический или художественный) стал восприниматься именно как творческий процесс. Ярким примером этого, по нашему мнению, является деятельность театральных коллективов во времена Великой Отечественной войны. Театр в эпоху СССР рассматривается, с одной стороны, как социокультурный институт, один из основных трансляторов культурных и социальных ценностей полиэтничного советского общества, причем не важно, какие это ценности: традиционные русские или зародившиеся недавно. С другой, – как коллективное действие, где деятели искусства воодушевляли своим личным примером труда и борьбы с захватчиками. В военное время репертуар театров преимущественно содержал и военную тематику, однако не только трагичность тех лет демонстрировалась постановками, но и значимость трудовых подвигов. Создавались фронтовые театры и бригады, театральными коллективами активно осуществлялись гастроли не только в отдаленные поселения, но и на линию фронта. В статье показано, что театральное искусство воплощало пропаганду справедливого характера войны, укрепление дружбы народов, верности социалистических идей. Иллюстрируется консолидирующее значение и роль деятелей региональных театров в призыве к трудовым подвигам, формированию патриотических чувств, консолидации многонационального советского общества. Автор приходит к выводу, что в советские годы формировалось отношение к труду как к творческому процессу и не важно, каким он был: физическим, или же интеллектуальным, в мастерской художника или на сцене театра; и в годы Великой Отечественной войны ярко проявилось значение именно такого восприятия труда. На примере деятельности театральных коллективов было выявлено, что, как и сами работники театров, так и продукты их деятельности демонстрировали необходимость трудовых подвигов, общественного и ратного труда.Ключевые словасоциология культуры, творческий труд, Великая Отечественная война, искусство, региональное разнообразие, советский театр, театральные коллективы, трудовые подвигиСписок литературы Адрианова Т. О. Театр как социокультурный феномен // Вестник ОГУ. 2014. № 7(168). С. 82–85. EDN: SQITTJ. Аксенова О. В. К проблемам методологии исследования российского профессионала как субъекта социального действия // Вестник Института социологии. 2012. Т. 3. № 5. C. 13–42. EDN: PJUOFB. Ашкеров А. Ю. Философия труда // Социологическое обозрение. 2003. № 2. С. 50–70. EDN: TRRQWX. Беккер Г. Искусство и государство // Spectate. 22.02.2022. URL: https://spectate.ru/becker-art-and-the-state/ (дата обращения: 10.08.2025). Бузгалин А. В. Креативная экономика: почему и как может быть ограничена частная интеллектуальная собственность // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 20–30. DOI: 10.7868/S0132162517080037; EDN: ZGOXNX. Булавка Л. А. «Новый человек»: проблема субъектности на изломах Истории // Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) / Под ред. А. В. Бузгалина, Б. И. Пружинина. М.: РОССПЭН, 2013. С. 208–217. Булавка Л. А. Ренессанс и Советская культура // Вопросы философии. 2006. № 12. С. 35–50. EDN: HVTCOB. Булавка Л. А. Философия социального творчества: Ленин и XXI в. // Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) / Под ред. А. В. Бузгалина, Б. И. Пружинина. М.: РОССПЭН, 2013. С. 362–404. Бураченко А. И. Истоки театрального идеала советской эпохи // Вестник КГУ. 2008. № 4. С. 296–301. Гапеева М. С. Национальный театр 1920-х годов как средство советской пропаганды // Научный диалог. 2018. № 5. С. 194–205. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-5-194-205; EDN: UQMBBP. Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Ч. 2.: Советский театр 1917–1991 гг. М.: ГИИ, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. 696 с. EDN: EAUNQG. Кириченко С. В. Творческая интеллигенция Бурят-Монголии в годы Великой Отечественной войны // Известия ИГУ. Сер. История. 2020. Т. 31. С. 44–51. DOI: 10.26516/2222-9124.2020.31.44; EDN: SYVJMQ. Крылова В. К. Роль театра в консолидации общества в период Великой Отечественной войны // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 11. С. 1–7. EDN: NQUYAV. Ленин В. И. Речь на 2-м Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне 12 июня 1920 года // Полное собрание сочинений Т. 41. М.: Госплитиздат, 1981. С. 138–150. Луначарский А. В. Статьи о театре и драматургии. Москва, Ленинград: Искусство, 1938. 256 с. Надехина Ю. П., Крюкова Е. В., Геокчакян А. Г. «Культура труда» и «культурная революция» в СССР. Деятельность ЦИТа в 1920-е – 1930-е гг. // Человек и культура. 2023. № 2. С. 15–22. DOI: 10.25136/2409-8744.2023.2.40422; EDN: MJZWUI. Сафронова И. А. Многоликий Палех. Иваново: ИД «Референт», 2015. 416 с. Социокультурные основания советского модерна / Отв. ред. О. В. Аксенова. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 300 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-397-3.2022; EDN: WJGIXG. Санжиева Е. Г. Военные страницы истории бурятского музыкально- драматического театра // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2020. № 4. С. 134–137. DOI: 10.18324/2224-1833-2020-4-134-137; EDN: MNDVVN. Сталин И. В. Политический отчет Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б) 27 июня 1930 г. // Собрание сочинений. Т. 12. М.: Госплитиздат, 1949. 304 с. Стожко Д.К. Творческий труд в контексте инновационного развития современной экономики // Наука, образование, культура. Межвуз. cб. науч. ст. Вып. 3 / Под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург, 2021. С. 180–187. EDN: BQICPD. Панарин А. А., Панарина Е. В. Творческая деятельность театров Северного Кавказа в годы великой отечественной войны // Вестник АрмГПУ. 2022. № 2 С. 148–157. EDN: JWKOML. Попов Е. А. Философская рецепция в современном искусствоведении // Философия и культура. 2021. № 11. С. 46–56. DOI: 10.7256/2454-0757.2021.11.37070; EDN: PVZVWQ. Хабибуллина З. Р. Творческий труд: специфика, динамика развития и характеристика системной трансформации // ЭНСР. 2020. № 1(88). С. 32–40. DOI: 10.33293/1609-1442-2020-1(88)-32-40; EDN: JGSTQP. Becker H. S. Art worlds. Berkeley etc.: Univ. of California press, Cop. 1982. XIV. 392 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3