Память о Великой Отечественной войне в регионах Дальнего Востока: коммеморативные практики студенческой молодежи Научная статьяБадараев Д. Д. д.соц.н., доц., Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия damdin80@mail.ruORCID ID=0000-0001-8173-7175Elibrary SPIN=7075-3685Винокурова А. В. к.соц.н., доц., Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия vinokurova77@mail.ruORCID ID=0000-0001-6415-4680Elibrary SPIN=1193-8174Нолев Е. В. к.и.н. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия nolev@inbox.ruORCID ID=0000-0001-7756-7791Elibrary SPIN=8442-0524DOI: 10.19181/vis.2025.16.3.3EDN: RQENVQПамять о Великой Отечественной войне в регионах Дальнего Востока: коммеморативные практики студенческой молодежи// Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. С. 52-68Статья подготовлена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)») № 121031000243-5; (проект «Историческое пространство монгольского мира: археологические культуры, общества и государства») № 121031000241-1.Дата поступления статьи: 16.07.2025Рубрика: Социология Великой Отечественной войны: малоизученные аспекты (к 80-летию Победы)Ссылка для цитирования: Бадараев Д. Д., Винокурова А. В., Нолев Е. В. Память о Великой Отечественной войне в регионах Дальнего Востока: коммеморативные практики студенческой молодежи // Вестник Института социологии. 2025. Том 16. № 3. C. 52-68.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.3. EDN: RQENVQFor citation: Badaraev D. D., Vinokurova A. V., Nolev E. V. Memory of the Great Patriotic War in the Far East regions: Commemorative Practices of Student Youth. Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3. P. 52-68DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2025.16.3.3. EDN: RQENVQТекст статьиАннотацияВ представленной работе рассматриваются коммеморативные практики студентов трех дальневосточных вузов, связанные с памятью о Великой Отечественной войне (ВОВ). Теоретическая рамка исследования опирается на концепты коллективной и исторической памяти (М. Хальбвакс, П. Нора, Я. Ассман), культурного и символического капитала (П. Бурдьё), культурной травмы (П. Штомпка), коммеморации (Дж. Гиллис), цивилизационного анализа (Н. С. Розов, Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец). Эмпирической базой исследования являются материалы анкетного опроса студентов, обучающихся в Дальневосточном федеральном университете (г. Владивосток), Северо-Восточном федеральном университете им. М. К. Аммосова (г. Якутск), Бурятском государственном университете им. Д. Банзарова (г. Улан-Удэ). Общий объем выборочной совокупности составил 616 человек. В фокусе нашего исследования – формы репрезентации Великой Отечественной войны в коммеморативных практиках студенческой молодежи. В целом, память о событиях Великой Отечественной войны в молодежной среде региона формируется на пересечении государственной политики, общественных инициатив и повседневных форм сохранения исторической памяти. Также результаты исследования показали, что в общественном сознании дальневосточного студенчества протекают процессы трансформации исторической памяти, выражающиеся в постепенном смещении от коллективных и институциональных форм коммеморации к индивидуализированным и медиатизированным практикам. Историческая память о Великой Отечественной войне для студентов вузов Дальнего Востока продолжает оставаться важным элементом формирования гражданской идентичности, но при этом характеризуется фрагментарностью и снижением личной сопричастности к событиям военного прошлого. Анализ социокультурных практик празднования Дня Победы выявил разнообразие форм участия представителей молодежи в коммеморативных мероприятиях. Все более широкое распространение получают индивидуализированные формы празднования 9 Мая. В то же время сохраняется устойчивый интерес к мемориальным мероприятиям массового характера. Память о Великой Отечественной войне у студентов дальневосточных вузов – это сложный, многоуровневый феномен, в котором переплетаются институциональные, медийные и семейные каналы трансляции. Выявленный в результате вектор изменений указывает на постепенное ослабление официальных форм коммеморативных практик, что требует усиления внимания к молодежной аудитории в рамках образовательной, информационной и культурной политики в целях сохранения и воспроизводства исторической памяти как важнейшего ресурса российской идентичности и гражданской консолидации.Ключевые словаисторическая память, коллективная память, Великая Отечественная война, День Победы, коммеморативные практики, студенческая молодежь, Дальний ВостокСписок литературы Адиев А. З. 80-летие Победы в Великой Отечественной войне: роль исторической памяти в воспитании патриотизма в Дагестане // Вестник Института социологии. 2025. Т. 16. № 2. С. 14–31. DOI: 10.19181/vis.2025.16.2.2; EDN: JCMNBC. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. М.: ЯСК, 2004. 328 с. Бубнов А. Ю., Комплеев А. В. Великая Отечественная война в региональной политике памяти (на материалах анализа социальных медиа Курской области) // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2022. Т. 12. № 2(83). С. 342–354. DOI: 10.35775/PSI.2022.83.2.003; EDN: LDGXOM. Бурдьё П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская и др.; отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с. Бурятия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сб. документов, комментарии, перечень документов / Науч. ред. Л. В. Курас. Иркутск: Оттиск, 2020. 848 с. Горячев А. И., Лутцев М. В. Великая отечественная война в контексте глобального противостояния России и Запада // Военный академический журнал. 2021. № 2(30). С. 5–13. EDN: MXIOP. История Якутии. В 3 т. Т. 3 / Под общ. ред. А. Н. Алексеева; отв. ред. С. И. Боякова. Новосибирск: Наука, 2021. 592 с. Книга памяти. Ветераны фронта и тыла ДВФУ / Под ред. И. А. Осецкой. Владивосток: ДВФУ, 2020. 466 с. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. В 2 т. Т. 1. Теория и история цивилизаций. М.: ИЭС, 2006. 768 с. Микрюков В. Ю. Не помнит мир спасенный // Знать и помнить войну: сб. ст. М.: РУСАЙНС, 2017. С. 203–212. EDN: YJCKSL Никонова С. И. Историческая память о Великой Отечественной войне как моральный ресурс воспитательной работы в вузах (на примере поискового проекта «Факел») // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. СПб.: Санкт-Петербургский горный ун-т, 2015. С. 112–114. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция – память / Пер. с фр. Д. Хапаевой; науч. конс. пер. Н. Копосов. СПб.: СПбГУ, 1999. С. 17–50. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск: НГУ, 1992. 215 с. Спасибо прадеду за Победу…: монография по материалам мониторинга «Российское студенчество о Великой Отечественной войне» (2005–2010–2015–2020 гг.) / Под общ. ред. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: Урал. ун-т, 2020. 352 с. Ткачева Г. А. На алтарь Отечества. Дальневосточники на фронтах Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. // Россия и АТР. 2010. № 2. С. 5–15. EDN: MVBCEJ. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. М.: Новое изд-во, 2007. 348 с. Чирков М. С. Великая Победа в современном массовом сознании: к проблеме исторической памяти на пространстве бывшего СССР // Приграничный регион в историческом развитии: партнерство и сотрудничество. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 152–154. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.; под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с. Шульц Э. Э. Великая Отечественная война в контексте важности исторических событий для современного российского общества // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 4 (37). С. 41. DOI: 10.24412/2311-1763-2023-4-41-41; EDN: DIDLOV. Commemorations: The Politics of National Identity / Ed. J. R. Gillis. Princeton: Princeton University Press, 1994. 304 p. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2025. Vol. 16. No. 3