Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования
Опубликован специальный выпуск журнала «Вестник Института социологии», посвящённый памяти видного учёного-социолога Петухова Владимира Васильевича

 Опубликован выпуск 2 (Том 13, 2022)  сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Гражданская активность в России: институты и мотивации

  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Редакция . .
О выпуске

 

 

 

 


подробнее...
11.07.2022 г.– 2022. Том 13. № 2
28.06.2022 г.– 2022. Том 13. № 2
31.03.2022 г.– 2022. Том 13. № 1
27.12.2021 г.– 2021. Том 12. № 4
Все номера:
2022 (Том 13)  |  2   2   1  
2021 (Том 12)  |  4   3   2   1  
2020 (Том 11)  |  4   3   2   1  
2019 (Том 10)  |  4   3   2   1  
2018 (Том   9)  |  4   3   2   1  
2017 (Том   8)  |  4   3   2   1  
2016 (Том   7)  |  4   3   2   1  
2015 (Том   6)  |  4   3   2   1  
2014 (Том   5)  |  4   3   2   1  
2013 (Том   4)  |  2   1  
2012 (Том   3)  |  2   1  
2011 (Том   2)  |  2   1  
2010 (Том   1)  |  1  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/

Система Orphus

Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования


Гармонова А. В. к.пол.н. Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, agarmonova@hse.ru
ORCID ID=0000-0003-2656-0578
Щеглова Д. В. к.пол.н. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, dshcheglova@hse.ru
ORCID ID=0000-0002-5196-8607
Юманова И. Ф. к. ф.-м. н. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, irina.iumanova@urfu.ru
ORCID ID=0000-0002-1249-8825
Опфер Е. А. к.п.н. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, eopfer@hse.ru
ORCID ID=0000-0002-1253-5657
DOI: 10.19181/vis.2021.12.4.758
Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. С. 167-192

Дата поступления статьи: 24.08.2021
Скачиваний статьи: 173
Рубрика: Российское образование как зеркало социальных перемен

Ссылка для цитирования:
Гармонова А. В., Щеглова Д. В., Юманова И. Ф., Опфер Е. А. Ценности современных российских студентов в контексте трансформации системы высшего образования // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 4. C. 167-192.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.758

For citation:
Garmonova A. V.., Shcheglova D. V.., Iumanova I. F.., Opfer E. A.. Values of modern Russian students in the context of the transformation of the higher education system. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 4. P. 167-192
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.4.758


Аннотация

Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия – через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом – то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?

Ключевые слова

высшее образование в России, path-dependence, ценности, трансформация высшего образования в России, ценностные ориентации студентов, стратегия развития высшего образования, теории модернизации, институциональные ловушки

Список литературы
  1. Аузан А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития — эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. № 1. С. 3–17.

  2. Вельцель К. Рождение свободы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. №1 (137). С. 267–298.

  3. Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. № 13 (4). С. 476–494. DOI: 10.21638/spbu12.2020.408.

  4. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. № 1 (133). 84 с.

  5. Прахов И. А. Студенты вузов в условиях пандемии: дистанционное обучение, трудовые траектории и восприятие ограничений // Мониторинг экономики образования. 2021. № 1. URL: https://memo.hse.ru/published (дата обращения: 20.06.2021).

  6. Терентьев Е. А. Переход на дистанционное обучение и удаленную работу в оценках университетских преподавателей// Мониторинг экономики образования. 2021. № 4. URL: https://memo.hse.ru/published. (дата обращения: 20.06.2021).

  7. Ясин Е. Г. Модернизация и общество: докл. к VIII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3—5 апреля 2007 г. / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 114 с.

  8. Adler P. S., Seok-Woo K. Social capital: Prospects for a new concept // Academy of Management Review. 2002. № 27(1). Р. 17–40.

  9. Chuang M., Chen C., Lin M. J. The impact of social capital on competitive advantage: The mediating effects of collective learning and absorptive capacity // Management Decision. 2016. № 54(6). Р. 1443–1463.

  10. Dahlum S., Knutson C. Democracy by Demand? Reinvestigating the Effect of Self-expression Values on Political Regime Type // British Journal of Political Science. 2017. № 47(2). Р. 437–461. DOI: 10.1017/S0007123415000447/

  11. Feeney S., Hogan J. A path dependence approach to understanding educational policy harmonisation: the qualifications framework in the European higher education area // Higher Education Policy. 2017. № 30(3). Р. 279–298. DOI: 10.1057/s41307-016-0019-3

  12. Gregg G., Inglehart R. Cultural Change in the 21st Century // Political Psychology. 2020. № 41(2). P. 425–433. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12625

  13. Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning // International Journal of Intercultural Relations. 1986. № 10(3). P. 301–320.

  14. Inglehart R., Foa R., Peterson C., Welzel C. Development, Freedom and Rising Happiness: A Global Perspective 1981-2006 // Perspectives on Psychological Science. 2008. № 3(4). Р. 264–85.

  15. Inglehart R. Cultural Evolution: People's Motivations are Changing and Reshaping the World. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 274 p.

  16. Krücken G. Learning the “New, New Thing”: On the Role of Path Dependency in University Structures // Higher Education. 2003. № 46(3). Р. 315–39. DOI: 10.1023/A:1025344413682 

  17. Marta A. Shaw Public accountability versus academic independence: tensions of public higher education governance in Poland // Studies in Higher Education. 2019. № 44(12). P. 2235–2248. DOI: 10.1080/03075079.2018.1483910

  18. Mellander C., Florida R. Rentfrow J. The creative class, post-industrialism, and the happiness of nations // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2011. № 5. P. 31–43.

  19. Meyer H. D. Path dependence in German and American public education the persistence of institutional difference in a globalizing world // Shaping Education Policy: Power and Process. 2011. Р. 189–211.

  20. Minaeva E. Outbound Student Mobility in Russia: Creating a Path for Brain Circulation through Higher Education // Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis. 2020. Vol. 2. № 24. P. 145–156. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.020

  21. Pavlović Z. Individual and Country Level Determinants of (Post)Materialist Values in Eastern Europe // European Quarterly of Political Attitudes and Mentalities. 2015. Vol. 4. № 2. Р. 1–11.

  22. Schwarz O. Cultures of choice: Towards a sociology of choice as a cultural phenomenon // The British journal of sociology. 2017. № 69. P. 845–864. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-4446.12305

  23. Sukhanova, G., Garmonova A. Educational Crisis in the Context of Master’s: The Opinions of Employers. The Impact of the 4th Industrial Revolution on Engineering Education. 2020. P. 487–495. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-40271-6_48

  24. Veiga A. Unthinking the European Higher Education Area - differentiated integration and Bologna's different configurations // Innovation-the European journal of social science research. 2019. № 32. P. 495–511. DOI: 10.1080/13511610.2019.1666704.


Содержание номера № 39. 2021




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: