Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
В статье представлены результаты обзора публикаций в научной периодике по проблематике патриотизма, написанных авторами из Республики Дагестан – специалистами в области гуманитарных и общественных наук
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Статья посвящена оценке соотношения ценностей самовыражения и выживания у современных российских студентов. Актуальность данной темы определяется необходимостью понимания того, как изменять систему высшего образования, чтобы она соотносилась с ценностями современных студентов и абитуриентов, соответствовала их ожиданиям и запросам. Статья затрагивает два аспекта трансформации высшего образования: институциональные ограничения модернизации высшего образования и ценностные ориентации современных российских студентов. Ценностные ориентации операционализированы с использованием подхода Р. Инглхарта и К. Вельцеля, на основе дихотомии ценностей самовыражения и выживания, а институциональные условия – через воспроизводство системой высшего образования институциональной ловушки «колеи предшествующего развития» (“path-dependence”), для преодоления которой необходима «критическая масса» субъектов с доминирующими ценностями самовыражения. Главным исследовательским вопросом стал вопрос о том, сложились ли ценности самовыражения у российских бакалавров? Эмпирической базой исследования выступили данные массового опроса российских студентов 19 вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры» при поддержке Благотворительного Фонда Владимира Потанина. Инструментарий исследования включал ряд категорий, отражающих те смыслы, которыми оперируют студенты при анализе причин выбора вуза, направления подготовки и результатов обучения. Одной из таких категорий является категория выбора (вуза и направления подготовки). Полученные данные свидетельствуют, что при ответах на вопрос о причинах выбора вуза и направления подготовки, студентов, выбравших ценности самовыражения, в среднем, в два с половиной раза больше, чем тех, кто чётко ориентирован на ценности выживания. Это говорит о том, что, во-первых, значимость ценностей эмансипации (свободы выбора и развития) в высшем образовании возрастает. Во-вторых, потенциал для изменений на ценностном уровне накоплен в группах студентов с разным культурным капиталом – то есть можно говорить об универсальных тенденциях среди всей изучаемой группы. В-третьих, выбор направления подготовки оказался более значимым фактором распределения ценностей, чем выбор вуза, то есть мотивы выбора студента смещены именно в сторону содержания своего профессионального образования в первую очередь, а престижности вуза во вторую. Исходя их анализа собранных данных авторы приходят к заключению, что современные российские студенты готовы к содержательным изменениям высшего образования, вопрос лишь в том каков будет ответ со стороны системы?
высшее образование в России, path-dependence, ценности, трансформация высшего образования в России, ценностные ориентации студентов, стратегия развития высшего образования, теории модернизации, институциональные ловушки
Аузан А. «Эффект колеи». Проблема зависимости от траектории предшествующего развития — эволюция гипотез // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2015. № 1. С. 3–17.
Вельцель К. Рождение свободы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. №1 (137). С. 267–298.
Гармонова А. В., Щеглова Д. В. Оценки преподавателями изменений в высшем образовании России: трансформация или стагнация? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. № 13 (4). С. 476–494. DOI: 10.21638/spbu12.2020.408.
Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: ИД НИУ ВШЭ, 2019. № 1 (133). 84 с.
Прахов И. А. Студенты вузов в условиях пандемии: дистанционное обучение, трудовые траектории и восприятие ограничений // Мониторинг экономики образования. 2021. № 1. URL: https://memo.hse.ru/published (дата обращения: 20.06.2021).
Терентьев Е. А. Переход на дистанционное обучение и удаленную работу в оценках университетских преподавателей// Мониторинг экономики образования. 2021. № 4. URL: https://memo.hse.ru/published. (дата обращения: 20.06.2021).
Ясин Е. Г. Модернизация и общество: докл. к VIII Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и общественное развитие», Москва, 3—5 апреля 2007 г. / Гос. ун-т — Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 114 с.
Adler P. S., Seok-Woo K. Social capital: Prospects for a new concept // Academy of Management Review. 2002. № 27(1). Р. 17–40.
Chuang M., Chen C., Lin M. J. The impact of social capital on competitive advantage: The mediating effects of collective learning and absorptive capacity // Management Decision. 2016. № 54(6). Р. 1443–1463.
Dahlum S., Knutson C. Democracy by Demand? Reinvestigating the Effect of Self-expression Values on Political Regime Type // British Journal of Political Science. 2017. № 47(2). Р. 437–461. DOI: 10.1017/S0007123415000447/
Feeney S., Hogan J. A path dependence approach to understanding educational policy harmonisation: the qualifications framework in the European higher education area // Higher Education Policy. 2017. № 30(3). Р. 279–298. DOI: 10.1057/s41307-016-0019-3
Gregg G., Inglehart R. Cultural Change in the 21st Century // Political Psychology. 2020. № 41(2). P. 425–433. DOI: https://doi.org/10.1111/pops.12625
Hofstede G. Cultural Differences in Teaching and Learning // International Journal of Intercultural Relations. 1986. № 10(3). P. 301–320.
Inglehart R., Foa R., Peterson C., Welzel C. Development, Freedom and Rising Happiness: A Global Perspective 1981-2006 // Perspectives on Psychological Science. 2008. № 3(4). Р. 264–85.
Inglehart R. Cultural Evolution: People's Motivations are Changing and Reshaping the World. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 274 p.
Krücken G. Learning the “New, New Thing”: On the Role of Path Dependency in University Structures // Higher Education. 2003. № 46(3). Р. 315–39. DOI: 10.1023/A:1025344413682
Marta A. Shaw Public accountability versus academic independence: tensions of public higher education governance in Poland // Studies in Higher Education. 2019. № 44(12). P. 2235–2248. DOI: 10.1080/03075079.2018.1483910
Mellander C., Florida R. Rentfrow J. The creative class, post-industrialism, and the happiness of nations // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2011. № 5. P. 31–43.
Meyer H. D. Path dependence in German and American public education the persistence of institutional difference in a globalizing world // Shaping Education Policy: Power and Process. 2011. Р. 189–211.
Minaeva E. Outbound Student Mobility in Russia: Creating a Path for Brain Circulation through Higher Education // Университетское управление: практика и анализ / University Management: Practice and Analysis. 2020. Vol. 2. № 24. P. 145–156. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.020
Pavlović Z. Individual and Country Level Determinants of (Post)Materialist Values in Eastern Europe // European Quarterly of Political Attitudes and Mentalities. 2015. Vol. 4. № 2. Р. 1–11.
Schwarz O. Cultures of choice: Towards a sociology of choice as a cultural phenomenon // The British journal of sociology. 2017. № 69. P. 845–864. DOI: https://doi.org/10.1111/1468-4446.12305
Sukhanova, G., Garmonova A. Educational Crisis in the Context of Master’s: The Opinions of Employers. The Impact of the 4th Industrial Revolution on Engineering Education. 2020. P. 487–495. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-40271-6_48
Veiga A. Unthinking the European Higher Education Area - differentiated integration and Bologna's different configurations // Innovation-the European journal of social science research. 2019. № 32. P. 495–511. DOI: 10.1080/13511610.2019.1666704.