Скачать № 22 2017

Содержание номера № 22 2017

Рубрики номера:



Все номера:

№ 22 2017   

№ 21 2017   

№ 20 2017   

№ 19 2016   


№ 18 2016   

№ 17 2016   

№ 16 2016   

№ 15 2015   


№ 14 2015   

№ 13 2015   

№ 12 2015   

№ 11 2014   


№ 10 2014   

№ 9 2014   

№ 8 2014   

№ 7 2013   


№ 6 2013   

№ 5 2012   

№ 4 2012   

№ 3 2011   


№ 2 2011   

№ 1 2010   

RSS рассылка

Adobe Reader





Система Orphus


Кравченко С. А., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии РАН, Sociol7@yandex.ru
Парадоксы «стрелы времени»: рождение не-еды
// Вестник Института социологии. 2015. № 14. С. 13-29

Рубрика: Тема номера: Социология еды

Ссылка для цитирования:
Кравченко С. А. Парадоксы «стрелы времени»: рождение не-еды // Вестник Института социологии. 2015. № 14. C. 13-29.
DOI: https://doi.org/

For citas:
Kravtchenko S. Instead of Introduction to the Theme of the Issue. Forecasting Social Projection. Vestnik Instituta Sotziologii. 2015. No 14. P. 13-29.
DOI: https://doi.org/


Аннотация

Еда не только удовлетворяет первичные, врожденные, генетически обусловленные инстинктивные влечения человека, но и формирует социокультурные условия его существования. Сама еда под влиянием фактора «стрелы времени», обоснованного лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным, развивается ускоряющимся и усложняющимся образом. Сегодня становится всё более очевидным, что динамика еды находится в контексте динамики природы и общества. Автор предлагает постулат о «стреле времени» еды: мы едим то, в каком обществе мы живём, со всеми его достижениями, рисками и уязвимостями, а также то, какова природа, точнее, социоприродная среда. При всех достижениях человеческой цивилизации в производстве еды существуют ненамеренные последствия, несущие новые уязвимости как самому человеку, так обществу и природе. В силу ряда бифуркаций в социокультурной динамике еды произошло становление «текучей» еды, а также рождение не‑еды, понимаемой как социальная форма, которая централизованно производится и контролируется на глобальном уровне, но которая, по существу, лишена специфического социального и культурного контекста. Отныне в питании человека доминируют «текучая» еда и не‑еда, что порождает новые риски и уязвимости для людей. Автор показывает и анализирует факторы, способствующие производству не‑еды. Среди них: глобализация; гроубализация; индустриализация и «зелёная» революция; производство «продуктов‑чужаков»; играизация, приведшая к зарождению перформативной не‑еды; детрадиционализация. К основным силам, стоящим за сохранением и распространением собственно еды, автор относит процесс глокализации, демакдональдизации и следование традициям питания. По мнению автора, пришло время переоткрытия еды как важнейшей биологической, социальной и культурной ценности для человека. Сегодня важно не просто производить еду, а бороться за сохранение её аутентичности. Необходимо поддерживать новые социальные движения, неподконтрольные глобо‑сетевому агробизнесу, которые выступают за «пищевую демократию», контроль качества поставляемых на рынок продуктов питания со стороны горожан.


Abstract

Food not only meets primary, innate, genetically determined instinctive requirements of people, but forms socio‑cultural conditions of their existence. The food itself influenced by the factor of Time’s Arrow that was substantiated by I. Prigozhin, Nobel Prize Winner, is developing faster and in a more complex way. Today it becomes more and more evident that food dynamics is placed in the context of natural and social dynamics. The author proposes a postulate of food Time’s Arrow: We eat things consistent with the society in which we live with all its achievements, risks and vulnerabilities, and also consistent with nature, or, to be more exact, socio‑natural environment. With all the achievements of human civilization, food production bears some unintended consequences fraught with new vulnerabilities both for a human being and for society and nature. Socio‑cultural dynamics of food, by virtue of a number of bifurcation has brought about «liquid» food and generated the so called non‑food, i.e. a social form produced in a centralized way and controlled globally, being however devoid of specific social and cultural context. From now on «liquid» food and non‑food dominate in the human diet causing new risks and vulnerabilities for people. The author shows and analyzes factors favorable for non‑food production. They are as follows: globalization, growbalization, industrialization and «green» revolution, «alien food» production, gamization that generated performative non‑food, detraditionalization. The main forces contributing to preservation and dissemination of food as it is, are in the author’s point of view the process of glocalization, de‑McDonaldization and bserving dietary traditions. The author thinks that the time has come to rediscover food as one of the most important biological, social and cultural values for a human being. Today it is necessary not only to produce food, but to fight for reserving its authenticity. It is necessary to support new social movements, free from global networking domination and advocating «food democracy» and quality control of the food market on the part of townsfolk.

Ключевые слова

«стрела времени», глобализация, глокализация, ничто, нéчто, еда, «текучая» еда, не‑еда

Keywords

«Time’s Arrow», globalization, glocalization, nothing, something, food, «liquid» food, non‑food


Содержание номера № 14. 2015




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: