"Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в Ставропольском крае, 2020 г.)

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

"Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в Ставропольском крае, 2020 г.)

Научная статья

Бродовская Е. В. д.полит.н.
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
brodovskaya@inbox.ru
ORCID ID=0000-0001-5549-8107
Домбровская А. Ю. д.соц.н.
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
an-doc@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-2015-2349
DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.777
"Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в Ставропольском крае, 2020 г.)
// Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. С. 108-128

Выполнена в рамках реализации гранта РФФИ «Детство в цифровом пространстве» (№ 20-010-00998 на 2020–2022 годы)

Дата поступления статьи: 17.12.2021
Скачиваний статьи: 31
Рубрика: Протестные настроения в регионах России

Ссылка для цитирования:
Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю. "Цифровое детство": протестный потенциал школьников (результаты массового опроса в Ставропольском крае, 2020 г.) // Вестник Института социологии. 2022. Том 13. № 1. C. 108-128.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.1.777

For citation:
Brodovskaya E. V., Dombrovskaya A. Y. "Digital childhood": the protest potential of schoolchildren (results of a mass survey in the Stavropol region, 2020). Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 1. P. 108-128
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2022.13.1.777

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема мобилизации школьных протестов в России и во всем мире. Исследователи ставят целью проанализировать протестный потенциал старшеклассников на примере одного из регионов России – Ставропольского края. Выбор данного исследовательского кейса объясняется рядом его характеристик. Ставрополье  – это один из регионов – мишеней для внешнего информационного давления, это субъект Федерации, обладающий признаками рискогенного характера: многонациональный состав, моноэкономика, существенная социальная дистанция между стратами.

Авторы формулируют гипотезу, согласно которой масштаб и характер влияния цифровых коммуникаций на выбор стратегии протестного поведения в большей степени зависит от места пользователя в информационном социально-медийном потоке и от его ценностных предпочтений и ориентаций.

В процессе проверки данного научного предположения проводится массовый опрос методом онлайн-анкетирования школьников Ставропольского края 15-18 лет (апрель - май 2020 г., N = 1250 респондентов, выборка репрезентативна по полу и территориальной принадлежности). Ключевой метод обработки базы данных - кластеризация методом К-средних (с применением программы SPSS Statistics 26.0) по следующим основаниям: характеристики политического поведения молодёжи в онлайн- и офлайн-пространствах и спектр типичных и допустимых реакций молодёжи на сообщения, призывающие к участию в акциях протеста.

Выявленные четыре типа носителей разного уровня протестного потенциала в среде Ставропольских старшеклассников: "зрители", "вовлеченные", "активисты", "лидеры", были проанализированы с позиций их ценностных ориентиров, места в пространстве социально-медийной коммуникации, специфики протестной активности.

Основными результатами исследования служит получение эмпирических свидетельств об особом ценностным профиле старшеклассников Ставрополья, имеющих наивысший протестный потенциал: деструктивные социальные установки и несформированность национально-государственной идентичности, которые комбинированы с максимальным прагматизмом жизненной стратегии. Авторы склонны диагностировать рискогенность представленной ситуации с позиций большого потенциала неконвенциональной направленности протестного поведения этих школьников в случае перевода их онлайн-активности в офлайн. Однако результаты исследования показали рассогласование ценностного выбора молодых "лидеров" и "активистов" протеста в сравнении с ценностными предпочтениями представителей кластеров "вовлеченных" и "зрителей". Это предопределяет низкую вероятность масштабирования хэдлайнеров протеста среди школьников в Ставропольском крае.

 

Ключевые слова

протестный потенциал, старшеклассники, социальные медиа, онлайн-форматы протестной активности, типы протестного потенциала, иерархические позиции протестующих в социальных медиа, ценностные ориентации протестующих, массовый онлайн-опрос, кластерный анализ

Список литературы
  1. Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 73–91. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.06
  2. Бараш Р. Э., Петухов В. В., Петухов Р. В. Информационно-коммуникационные факторы формирования новых практик гражданского активизма // Социологическая наука и социальная практика. 2015. № 4 (12). С. 99–125.
  3. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 79–104. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.06
  4. Бродовская Е. В., Хуанг Т. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской молодёжи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 3–18. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.01
  5. Бронников И. А. Кризис представительной демократии и новые практики гражданского активизма // PolitBook. 2018. № 1. С. 64–78.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1–6. М., 1982–1984. URL: http://ипби.рф/images/Bibl/SSV1.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
  7. Логинова Л. В., Щебланова В. В. Деструктивная гражданская активность молодёжи: теоретико-методологическая концептуализация // Logos et Praxis. 2019. Vol. 18. № 2. С.98–108. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.9
  8. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. 479 с.
  9. Пырма Р. В. Протестные настроения российской молодёжи в цифровой сети. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 9(6). С. 100–110. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-100-110
  10. Рубан Л. С. Современное девиантное поведение и отношение молодёжи к его проявлениям // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Vol. 18. № 2. С. 318–333. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-2-318-333 
  11. Савенков Р. В., Щеглова Д. В. Теории коллективного поведения и мобилизации ресурсов: развитие концепций анализа политического протеста // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 4. С. 555–563. DOI: 10.22363/2313-1438-2018-20-4-555-563
  12. Седова Н. Н. Самодостаточность и активизм в мировоззренческих установках россиян // Социологическая наука и социальная практика. 2019. № 4. С. 9–25. DOI: 10.19181/snsp.2019.7.4.6796
  13. Талер Р., Санстейн К. Nudge: Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье / Пер. с англ. Е. Петровой М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 240 с. 
  14. Талер Р. От Homo economicus к Homo sapiens // Логос. 2014. № 1(97). С. 141–154.
  15. Ушкин С. Г. Теоретико-методологические подходы к изучению сетевой протестной активности: от «умной толпы» к «слактивизму» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 3. С. 3–12. DOI: 10.14515/monitoring.2015.3.01
  16. Цуканов Я. А. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования протестной активности // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 5. С. 248–254. DOI: 10.22394/2071-2367-2017-12-5-248-254
  17. British schoolchildren to join Europe-wide protest “strikes” over climate change. The World Economic Forum. 01 Feb. 2019 [Электронный ресурс]. URL: www.weforum.org/agenda/2019/02/belgian-schoolchildren-on-strike-protest-climate-change/ (дата обращения: 01.06.2020).
  18. Climate strike: Schoolchildren protest over climate change. ВВС. 15 February 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/news/uk-47250424 (дата обращения: 01.06.2020).
  19. “It Will Be Too Late for My Generation”. Meet the Young People Organizing a Massive Climate Change Protest. TIME. 14 March, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://time.com/5550823/climate-change-protest-schoolchildren/ (дата обращения: 01.06.2020).
  20. Jasper J. M. and Jan Willem Duyvendak, eds. Players and Arenas: The Interactive Dynamics of Protest. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2015. 322 p.
  21. Latour B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. N.Y.: Oxford University Press, 2005. 301 p. URL:  https://id.hse.ru/data/2014/02/24/1331207213/Латур%20текст%20сайт.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
  22. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The People’s Choice. How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y.: Columbia University Press, 1944. 384 p.
  23. Less activism, more learning - Australia's PM rebukes schoolchildren protesting climate change. CNN. November 26, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://edition.cnn.com/2018/11/26/australia/australia-pm-climate-protest-scli-intl/index.html (дата обращения: 01.06.2020).
  24. Mossberger K., Tolbert C.J., McNeal R. S. Digital Citizenship: The Internet, Society, and Participation. Massachusetts: The MIT Press, 2007. 240 p.
  25. Mossberger K., Wu Y., Crawford J. Connecting citizens and local governments? Social media and interactivity in major U.S. Cities Government Information Quarterly. 2013. №30 (4). P. 351–358. DOI: 10.1016/j.giq.2013.05.016
  26. Serbian schoolchildren protest over maths test leak. REUTERS. June 19, 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-serbia-protests-students/serbian-schoolchildren-protest-over-maths-test-leak-idUSKCN1TK21A (дата обращения: 01.06.2020).
  27. Zald M. N., McCarthy J. D. Social Movements in an Organizational Society: Collected Essays. New Brunswick, N.J., 1987. 435 p.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2022. Vol. 13. No. 1