Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета)

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета)

Научная статья

Сампиев И. М. д.полит.н., проф.,
Ингушский государственный университет, Магас, Россия
israpil@yandex.ru
ORCID ID=0000-0001-8672-3952
DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.742
Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета)
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 164-175

Дата поступления статьи: 25.06.2021
Скачиваний статьи: 76
Рубрика: Социум и образование в российских регионах

Ссылка для цитирования:
Сампиев И. М. Региональный университет как социальный институт (на примере Ингушского государственного университета) // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 164-175.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.742

For citation:
Sampiev I. M. Regional University as a Social Institution (on the example of the Ingush State University). Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 164-175
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.742

Аннотация

В статье анализируется региональный вуз как социальный институт на примере кейса Ингушского государственного университета. Даётся общая характеристика университета. Показано, что региональный университет в современных условиях как социальный институт приобретает особое значение и как научное учреждение, и как главный элемент регионального образовательного пространства, и как центр инновативной экономики. Ингушский университет ориентируется на непрерывное профессиональное образование, включающее довузовскую подготовку, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование различного уровня, а также послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Расширяются возможности получения среднего профессионального и высшего образования для социально уязвимых слоёв населения. Университет является одним из самых крупных работодателей в регионе, поэтому в статье подчёркнута его роль в решении проблемы занятости и трудоустройства выпускников. Он даёт возможности стабильной занятости представителям высшей квалификации, которые иначе не смогли бы найти себе применение в силу особенностей структуры депрессивной региональной экономики. Кроме того, в Ингушском государственном университете формируются условия для развития малых инновационных предприятий. Локомотивом здесь выступает Инжиниринговый центр как поставщик на российский рынок сорбента с высокой сорбционной ёмкостью. Центр нацелен на долгосрочное решение задач в сфере разработки модифицированных сорбционных материалов, которые используются в целом ряде отраслей, включая медицину и агрономию, применяются для ликвидации загрязнений окружающей среды в результате разлива нефти, для очистки сточных вод от различных органических веществ. Культуросозидающая роль университета в пространстве региональной культуры весьма многогранна. Вуз, с одной стороны, является частью мирового культурно-образовательного сообщества, с другой – ведёт работу по сохранению, развитию и распространению культуры народов региона. Проанализирована интегративная функция университета в создании и поддержке единого образовательно-культурного пространства как важного условия государственного единства и устойчивого развития нашей многонациональной страны Подчёркнута роль личности ректора в решении задач, стоящих перед региональным университетом в современных условиях.

Ключевые слова

университет, социальный институт, образование, наука, Республика Ингушетия, миссия университета, человеческий капитал

Список литературы
  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Academia, 1999. 956 с.

  2. Кравченко С. А. Усложняющиеся метаморфозы: социологические поиски ответов на вызовы. М.: Знание-сила, 2019. 236 с.

  3. Латыш Н. И. Идея Университета в контексте современной цивилизации // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник материалов третьей международной научно-практической конференции "Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению" (29-30 апреля 2002 г., Минск) / Под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. Минск: БГУ, 2002. С. 10–15.

  4. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д., Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с. // URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/04/03/1168588296/%D0%A1%D0%90%D0%9E%2011%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

  5. Лубский А. В., Ковалев В. В. От «онлайнизации» высшей школы к онлайн-образованию // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 2. С. 33–50.

  6. Луговнина С. М. Формирование и оценка инвестиционной политики в регионе // Российское предпринимательство. 2008. № 3. Вып. 1 (107). С. 157–160.

  7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

  8. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / Пер. с исп. М. Н. Голубевой. Под ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2005. 104 с.

  9. Резник Г. А., Пономаренко Ю. С., Курдова Г. А. Функция вуза: новые возможности развития // Мир науки. 2014. Вып. 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/30PMN414.pdf (дата обращения 28.04.2021).

  10. Сафронов Н. В. Четвертая миссия университета в пространстве региона // Совет ректоров. 2014. № 4. С. 16–25.

  11. Скворцов Н. Г. Роль современного университета в развитии региона: социально-гуманитарные аспекты // Гуманитарий Юга России. 2015. № 3. С. 28–35.

  12. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с французского Е.А.Самарской. М.: Научный мир, 1998. 204 с.

  13. Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. Взаимодействие университета, бизнеса и государства как фактор развития региона в национальной инновационной системе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 1-1. С. 26–32.

  14. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Новосибирск, 1967. 247 с.

  15. Яковлев А. М. Социальные институты // Социология. Основы общей теории / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. 2е изд. М.: Норма, 2008. 912 с.

  16. Ясперс К. Идея университета. Мн.: БГУ, 2006. 159 с.

  17. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Eco-nomic. Learning, Partnership and Place NIACE, 2005. Цит. по: Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. 2012. № 1 (38). С. 203–218.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3