Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий

Научная статья

Шуклина Е. А. д.соц.н.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
e.a.shuklina@urfu.ru
ORCID ID=0000-0001-6478-4332
DOI: 10.19181/vis.2021.12.3.739
Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. С. 99-119

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07016

Дата поступления статьи: 20.05.2021
Скачиваний статьи: 98
Рубрика: Социальная адаптация в экономике и образованиии: российская специфика

Ссылка для цитирования:
Шуклина Е. А. Самооценка образовательной успешности как институциональный феномен: социологический анализ эффективности и внутрисистемных противоречий // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 3. C. 99-119.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.739

For citation:
Shuklina E. A. Self-evaluation of educational success as an institutional phenomenon: sociological analysis of efficiency and intrasystem contradictions. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3. P. 99-119
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.739

Аннотация

В условиях институциональной трансформации образования, усложнения процессов его функционирования и развития в информационную эпоху актуальной является проблема анализа самооценки образовательной успешности как субъективного регулятора образовательной деятельности человека. В статье рассматривается субъективная оценка успешности в формальном образовании как отражение представлений обучающихся о степени соответствия системе институциональных требований через их приятие/отторжение. На материале масштабного социологического исследования школьников, студентов среднего профессионального образования (СПО) и вузов Свердловской области (N=2489 чел.) анализируются проблемы образовательной успешности. Осуществлены типологизация субъектов образовательной деятельности по уровню самооценки образовательной успешности; сравнение выявленных типов при переходе от одной подсистемы образования к другой (школа – СПО – вуз); определение противоречий и конфликтов индивидуально-личностного и институционального в оценке образовательной успешности в качестве точек роста, поиска согласования потребностей и интересов личности, с одной стороны, и образования как социального института, с другой.

Сделаны выводы о том, что самооценка образовательной успешности – устойчивый институциональный конструкт, унифицированно регулирующий образовательную деятельность на всех этапах образования, осуществляя процесс дифференциации её субъектов. При этом она может быть дисфункциональной по отношению к институту образования, реализации им адаптивной, социокультурной функции, функции профессионального самоопределения.

Результаты социологического исследования показали, что институционально сформированная модель самооценки успешности для образовательных общностей в настоящих условиях не является оптимальной. Постепенно трансформируясь в соответствии с потребностями обучающихся, возможностями института образования, вызовами времени, она вынуждена будет видоизменяться, создавая условия для более широких перспектив и разнообразия образовательного и профессионального будущего учащейся молодёжи.

Ключевые слова

институт образования, образовательная успешность/неуспешность, образовательные общности, образовательная мотивация, профессиональное самоопределение

Список литературы
  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию/ Пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/ Пер. Е. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 323 с.

  3. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8 (часть 2). С. 438–443.

  4. Бурдье П. Воспроизводство: элементы теории системы образования/ Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Просвещение, 2007. 267 с.

  5. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–65.

  6. Горбунова Е. В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-110-131
  7. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в современном контексте. М.: Юрайт, 2017. 224 с.

  8. Завадская М. А. Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 2. С. 102–118.
  9. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Переход образовательных общностей от неуспешности к успешности в процессе трансфера их человеческого капитала // Мир России. 2021. Т. 30. № 1. С. 88–110. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-1-88-110

  10. Константиновский Д. Л. Измерение неравенства в образовании // Россия реформирующаяся: ежегодник. М.: Новый хронограф, 2018. Вып. 16. С. 171–191. DOI 10.19181/ezheg.2018.8

  11. Хекман Д. Политика стимулирования человеческого капитала // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 73–137.

  12. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. Мюнхен: Phren, 2000. 333 с.

  13. Шмелева Е. Д., Фрумин И. Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2000. № 3. С. 110–136.
  14. Шуклина Е. А. Образовательная успешность в контексте феноменологической социологии знания // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 62–75. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.3.4
  15. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом/  Пер. с нем. и
    англ. В. Г. Николаев и др. М: РОССПЭН, 2004. 1056 с.

  16. Berger J. B. Optimizing Capital, Social Reproduction, and Undergraduate Persistence: A Sociological Perspective // J. M. Braxton (ed.). Reworking the Student Departure Puzzle. Nashville, TN: Vanderbilt University, 2000. P. 95–124.

  17. Casarico A., Micheletto L., Sommacal A. Intergenerational transmission of skills during childhood and optimal public policy // Journal of Population Economics. 2015. Vol. 28. №. 2. P. 353–372.

  18. Cremer H., Pestieau P. Intergenerational Transfer of Human Capital and Optimal Education Policy // Journal of Public Economic Theory. 2006. Vol. 8. №. 4. P. 529–545.

  19. Glasersfeld Е. von. Radical Constructivism. London: Falmer Press, 1996. 323 p.

  20. Kuh G. D., Love P. G. Cultural Perspective on Student Departure // Reworking the Student Departure Puzzle. Nashville, TN: Vanderbilt University. 2000. P. 196–212.

  21. Parsons T. School Class as a Social System // Parsons T. Social Structure and Personality. London. 1964. P. 130–154.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 3