Социально-медийная инфраструктура гражданского участия россиян: анализ графов пересечения аудитории сообществ социально-политической направленности в Рунете

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Социально-медийная инфраструктура гражданского участия россиян: анализ графов пересечения аудитории сообществ социально-политической направленности в Рунете

Научная статья

Домбровская А. Ю. д.соц.н.
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
an-doc@yandex.ru
ORCID ID=0000-0002-2015-2349
Парма Р. В. к.пол.н.
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
pyrma@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-3413-4264
Азаров А. А. к.т.н.
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
artur-azarov@yandex.ru
ORCID ID=0000-0003-3240-597X
DOI: 10.19181/vis.2021.12.2.720
Социально-медийная инфраструктура гражданского участия россиян: анализ графов пересечения аудитории сообществ социально-политической направленности в Рунете
// Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 2. С. 158-174

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта №. №20-011-31484.

Дата поступления статьи: 30.04.2021
Скачиваний статьи: 1310
Рубрика: Гражданская культура и гражданская активность: отражение в киберпространстве

Ссылка для цитирования:
Домбровская А. Ю., Парма Р. В., Азаров А. А. Социально-медийная инфраструктура гражданского участия россиян: анализ графов пересечения аудитории сообществ социально-политической направленности в Рунете // Вестник Института социологии. 2021. Том 12. № 2. C. 158-174.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.720

For citation:
Dombrovskaya A. Y., Parma R. V., Azarov A. A. Social media infrastructure of the Russians civic participation: the analysis of audience intersection graphs for socio-political communities on Runet. Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 2. P. 158-174
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.2.720

Аннотация

В статье представлены результаты анализа цифровой инфраструктуры гражданского и политического участия россиян, показаны связи между аудиториями онлайн-сетевых сообществ, отражающих маркеры отношения российских пользователей социальных медиа к действующей власти и индикаторы вовлечённости граждан РФ в реализацию социальных инициатив. Для построения графов использовался инструмент выгрузки информации и моделирования инфраструктуры социальных связей графов, созданный на базе языка программирования R. Дополнительно были использованы пакеты vkR для выгрузки информации из социальной сети «ВКонтакте», а также пакеты igraph и ggraph для работы с графами и arcdiagram для визуализации. Для интерпретации эмпирических данных были применены принципы сетевого подхода и методологии интеллектуального поиска цифровых маркеров социально-политических процессов. В результате исследования выявлены показатели плотности коммуникаций между цифровыми группами политического и гражданского участия, установлены пересечения их аудиторий. Сегменты инфраструктуры связей показаны как для всех социально-медийных сообществ (кейсов исследования), так и для каждого блока сообществ, классифицированных по двум основаниям: направленность (лояльные или критически ориентированные по отношению к власти) и тип группы (политического или гражданского толка). Выявлено и отражено в графах пересечение аудиторий лоялистских и оппозиционных онлайн-сообществ. Показана разобщённость и дистанцированность лоялистских, конвенциональных аудиторий групп, осуществляющих политическую коммуникацию от групп гражданской направленности, также конструктивно настроенных по отношению к власти. Выявлены и графически интерпретированы приёмы захвата пользовательской аудитории в деятельности оппозиционных онлайн-лидеров. Обоснованы риски низкой плотности связей между аудиториями лояльно ориентированных социально-медийных сообществ. Установлена относительно высокая плотность связей оппозиционных политических онлайн-групп, нацеленных на формирование неконвенциональных, деконсолидационных установок российских пользователей социальных медиа. Сформулированы базовые меры по преодолению опасности консолидации сторонников оппозиционных цифровых групп и рисков усиления влиятельности критически ориентированных онлайн-лидеров среди аудитории лоялистов.

Ключевые слова

гражданское участие онлайн, политическое участие онлайн, социальные медиа, социальные графы, цифровая инфраструктура, плотность связей между онлайн-сетевыми сообществами, пересечение цифровых аудиторий

Список литературы

 

  1. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н., Чередник А. В. Состояние и динамика русскоязычных потоков о межнациональных и межрелигиозных отношениях в Крыму и Севастополе: киберметрия и дискурс-анализ сообщений социальных медиа Рунета // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. № 8 (4). С. 23–35.

  2. Желнина А. А., Тыканова Е. В. Формальные и неформальные гражданские инфраструктуры: современные исследования городского локального активизма в России // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 22 (1). С. 162–192.

  3. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2020. 444 с.

  4. Никовская Л. И., Скалабан И. А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43–60.

  5. Патрушев С. В. Гражданская активность: институциональный подход (перспективы исследования) // Полис. Политические исследования. 2009. № 6. С. 24–32.

  6. Пырма Р. В. Влияние цифровых коммуникаций на политическое участие // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 4. С. 63–69.

  7. Пырма Р. В. Протестные настроения российской молодежи в цифровой сети // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 6. С. 100–110. DOI: https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-100-110

  8. Boulianne S., Theocharis Y. Young people, digital media, and engagement: a meta-analysis of research // Social Science Computer Review. 2020. N 38 (2). P. 111–127.

  9. Castells M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age (2nd ed.). UK: Cambridge, Polity, 2015.

  10. Lim C. Social Networks and Political Participation: How Do Networks Matter? // Social Forces. 2008. N 87. P. 961–982.

  11. Jasper J. M., Duyvendak J. W. (eds). Players and Arenas: The Interactive Dynamics of Protest. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2015. 322 p.

  12. Frame A., Brachotte G. (eds). Citizen Participation and Political Communication in a Digital World. Routledge, 2015.

  13. Gillespie T. Custodians of the Internet: Platforms, Content Moderation, and the Hidden Decisions That Shape Social Media. New Haven, CT, Yale: Yale University Press, 2018.

  14. Kim Y.-C., Ball-Rokeach S. J. Civic Engagement from a Communication Infrastructure Perspective // Communication Theory. 2006. No. 16. P. 173–197.

  15. Plantin J.-C., Punathambekar A. Digital media infrastructures: pipes, platforms, and politics // Media, Culture & Society. 2019. No. 41 (2). P. 163–174.

  16. Praharaj S., Han J. H., Hawken S. Innovative Civic Engagement and Digital Urban Infrastructure: Lessons from 100 Smart Cities Mission in India // Procedia Engineering. 2017. Vol. 180. P. 1423–1432.

  17. Sandvig C. The Internet as infrastructure // Dutton WH (ed.). The Oxford Handbook of Internet Studies.1st ed. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 86–108.

  18. Wilkin H. A., Moran M. B., Ball-Rokeach S. J., Gonzalez C., Kim Y.-C. Applications of communication infrastructure theory // Health communication. 2010. No. 25 (6). P. 611–612.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2021. Vol. 12. No. 2