Параметры роста цифровых компетенций у занятого населения (пример Санкт-Петербурга)

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Параметры роста цифровых компетенций у занятого населения (пример Санкт-Петербурга)

Научная статья

Карапетян Р. В. к.э.н.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
ruben.v.karapetyan@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-8328-658X
Сизова И. Л. д.соц.н., проф.,
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
isizova@hse.ru
ORCID ID=0000-0001-5656-0670
Бакаев М. А. к.т.н.
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
bakaev@corp.nstu.ru
ORCID ID=0000-0002-1889-0692
DOI: 10.19181/vis.2020.11.1.629
Параметры роста цифровых компетенций у занятого населения (пример Санкт-Петербурга)
// Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. С. 113-136

Дата поступления статьи: 24.01.2020
Скачиваний статьи: 285
Рубрика: Социальные процессы в регионах России

Ссылка для цитирования:
Карапетян Р. В., Сизова И. Л., Бакаев М. А. Параметры роста цифровых компетенций у занятого населения (пример Санкт-Петербурга) // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 1. C. 113-136.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.629

For citation:
Karapetyan R. V., Sizova I. L., Current and expected parameters of building digital competencies among the working population. Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 1. P. 113-136
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.1.629

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития цифровой экономики в Российской Федерации в контексте внедрения цифровых технологий в трудовые процессы. В современных дискуссиях о цифровизации всё более подчёркивается безальтернативность овладения данными технологиями. Как условие занятости, использование разнообразных цифровых продуктов требует от работников погружения в цифровую среду, которая, в свою очередь, задаёт вектор развития их цифровых компетенций. Вначале на основе авторских исследований выборки вакансий выявляются требуемые на рынке труда цифровые компетенции работников, которые должны соответствовать уровню и степени оснащения рабочих мест. Все устройства и технологии, применяемые на российских предприятиях и в организациях, представлены в виде цифровых средств труда, разделённых на классы и группы. В совокупности они представляют собой параметры, на основе которых авторами изучались цифровые компетенции работающих лиц или их цифровой карьерный капитал. Затем анализировались данные телефонного опроса работающих жителей Санкт-Петербурга с целью определения их мотивированности и приоритетов в развитии цифровых компетенций. Полученные в ходе исследования результаты позволяют заключить, что наращивание цифрового капитала востребовано на рынке труда и может (и должно) ориентироваться на потребности российской экономики. Пока же цифровые компетенции занятого населения в большей степени зависят от уровня профессиональной квалификации трудящегося, его возраста и распространения цифровых технологий в повседневной жизни. Последняя не в меньшей степени, чем трудовая среда, определяет алгоритмы приобщения к продуктам цифровой революции. Однако население не имеет ясного представления о том, какие цифровые знания и навыки необходимо получать, и не мотивировано к повышению трудовой квалификации в данном направлении. Часто работники не видят перспектив развития цифрового капитала на рабочем месте. Тем не менее у большинства сформировано нужное представление о том, что технологические изменения неизбежны, желаемы и им необходимо соответствовать. Таким образом, в статье анализируется, с одной стороны, востребованность цифровых компетенций, формируемая современным рынком труда, а с другой, – мотивация и ожидания самих работников по поводу возможности их применения и развития. Результаты исследований позволили авторам воссоздать целостную картину процессов, обусловливающих прирост цифровых компетенций у занятого населения.

Ключевые слова

цифровой карьерный капитал, цифровые средства труда, цифровые компетенции, работники, работодатели, рынок труда, вакансии

Список литературы

Гимпельсон В. Е. 2018. Возраст, производительность, заработная плата / Препринт WP3/2018/07. Серия WP3 Проблемы рынка труда. М.: ВШЭ. 66 с.

Рылько Е. Д. 2015. Насколько компетентны сегодня взрослые россияне // Результаты Программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC) в РФ. М.: НИУ ВШЭ. 79 с.

Сизова И. Л., Хусяинов Т. М. 2017. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда // Вестник СПбГУ. Социология. Т. 10. Вып. 4. С. 376–396. URL: https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2017.401.

Хуторской А. В. 2002. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Доклад 23 апреля 2002 г. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (Дата посещения: 05.09.2019).

Beblavý, M., Fabo, B., Lenearts, K. 2016. Demand for Digital Skills in the US Labour Market: The IT Skills Pyramid. CEPS Special Report No. 154. December 2016. URL: https://www.ceps.eu/system/files/SR154%20IT%20Skills%20Pyramid_0.pdf (Дата посещения: 05.09.2019).

Berkelaar B. L., Buzzanell P. M. 2015. Online employment screening and digital career capital: Exploring employers’ use of online information for personnel selection // Management Communication Quarterly. N 29(1). P. 84–113.

Bertaud A. 2014. Cities as Labor Markets // Marron Institute of Urban Management URL: http://marroninstitute.nyu.edu/uploads/content/Cities_as_Labor_Markets.pdf (Дата посещения: 05.09.2019).

Johns H. 2016. Digitalisierung der Arbeit und die Generation Y // Personal und Diversität. Schriftenreihe zur interdisziplinären Arbeitswissenschaft / A. Haunschild, G. Vedder (Hg.). Rainer Hampp Verlag, München u. Mering. S. 81–91.

Schoenefeld D., Hensel I., Koch J., Kocher E., Schwarz A. 2017. Jobs für die Crowds. Werkstattbericht zu einem neuen Forschungsfeld. Interdisziplinäres Forschungsprojekt: “Koordination Selbstständiger Unselbstständigkeit. Erwerbsarbeit jenseits der Organisation im Internetzeitalter”. Europa-Universität Viadrina. Viadrina Center, 2017. URL: www.borders-in-motion.de (Дата посещения: 05.09.2019).

Van Laar E., van Deursen, A. J., van Dijk, J. A., de Haan, J. 2017. The relation between 21st-century skills and digital skills: A systematic literature review // Computers in human behavior, №72. P. 577–588.

Zwischenbericht E. 2013. Arbeitsqualitat und wirtschaftlicher Erfolg: Langsschnittstudie in deutschen Betrieben // Forschungskooperation des Bundesministeriums für Arbeit und Soziales (BMAS). Berlin.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2020. Vol. 11. No. 1