Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия

Научная статья

Ежов Д. А. к.пол.н., доц.,
старший научный сотрудник, Финансовый университет при Правительстве РФ
president@lenta.ru
Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия
// Вестник Института социологии. 2018. Том 9. № 2. С. 130-144


Скачиваний статьи: 168
Рубрика: Политология: тенденции развития избирательного процесса

Ссылка для цитирования:
Ежов Д. А. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия // Вестник Института социологии. 2018. Том 9 № 2. C. 130-144.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.515

For citation:
Show-oriented elections: the technologies and social consequences. Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 2. P. 130-144
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.515

Аннотация

 В статье на примере кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 г. рассматриваются технологии сближения политики и шоу. Теоретической базой для авторских суждений и выводов является концепция шоуизации как установки современной цивилизации, обусловленной тотальным распространением средств массовой информации и коммуникации. Актуальные проявления медиазации общественно-политической жизни характеризуются тотальным распространением традиционных и инновационных источников ретрансляции информационных сообщений о событиях. Дополнительный стимул распространению шоу-технологий в политической сфере общества придаёт стремительное развитие глобальной сети интернет. Применение шоу-технологий в условиях выборов и предвыборных кампаний выражено наиболее ярко. В качестве технологий сближения политики и шоу автором выделяются и последовательно анализируются: технология популяризации события, популяризации личности, целевого информационного терроризирования, создания перформанса, политического хайпа. Конкретные проявления сближения политики и шоу имеют реализацию в непосредственном участии звёзд шоу-бизнеса в процессе агитации, интеграции представителей медиаиндустрии в избирательный процесс в качестве кандидатов, стратегии медийного освещения тем предвыборной кампании, в создании политического спектакля из телевизионных дебатов, а также искусственного ажиотажа вокруг определённых событий или персон. В кампании по выборам Президента Российской Федерации 2018 г. определённые технологии и их проявления нашли соответствующее отражение. Социальные последствия проникновения элементов шоу в политический и, в частности, избирательный процесс заключаются в том, что имеющий место транзит способствует преломлению традиционной модели политических ценностей в массовом сознании. Конечная цель распространения шоу-технологий с учётом контекста шоуизации как цивилизационной установки направлена на симплификацию усвоения аудиторией объективной реальности.

Ключевые слова

 выборы, предвыборная кампания, шоуизация, массовое сознание, средства массовой информации, публичная политика, информационное терроризирование, политический перфоманс, политический хайп

Список литературы

Гришин O. Е., Митрофанова А. Д. 2015a. Политическое шоу как технология коммуникации // Politbook. № 3. С. 117–133.

Гришин О. Е., Митрофанова А. Д. 2015b. Политические шоу-технологии на постсоветском пространстве // Проблемы постсоветского пространства. № 3. С. 64–83.

Ильченко С. Н. 2016. Политические игры современного шоу-бизнеса в телеэфире: дискурс манипуляции // Гуманитарный вектор. Т. 11. № 5. С. 110–115.

Пичугина О. А. 2012. Перформанс в общественно-политическом дискурсе современной России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. № 1(82). С. 101–110.

Попов Н. П. 2016. Президентские выборы в США: революция избирателей? // Коммуникология. Т. 4. № 6. С. 45–59. DOI: 10.21453/2311-3065-2016-4-6-45-59

Рашкофф Д. 2003. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура. 368 с.

Романенко Ю. М. 2003. Шоуизация // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя. 469 c.

Селищев Д. А. 2009. Теледебаты как форма политических технологий // Среднерусский вестник общественных наук. № 4. С. 163–164.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2018. Vol. 9. No. 2