Общественные пространства и дети: Владивосток vs Хабаровск

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Общественные пространства и дети: Владивосток vs Хабаровск

Научная статья

Филипова А. Г. д.соц.н. Дальневосточный федеральный университет, alexgen77@list.ru
ORCID ID=0000-0002-7475-1961
Общественные пространства и дети: Владивосток vs Хабаровск
// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 1. С. 27-42


Скачиваний статьи: 284
Рубрика: Тема номера: Социальные процессы в регионах России

Ссылка для цитирования:
Филипова А. Г. Общественные пространства и дети: Владивосток vs Хабаровск // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 1. C. 27-42.


For citation:
Social Spaces and Children: Vladivostok vs. Khabarovsk. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 1. P. 27-42

Аннотация

Социологическое изучение городской среды детства связано с ее сегментированием, выделением публичных (общественных) и приватных территорий, сравнением физического и социального пространства, определением механизма включения детей в социальную жизнь города. В данной статье1 анализируется общественное пространство как пространство городской повседневности детства. Общественные территории подразделяются на формальные и неформальные, территории, поддерживаемые администрацией и поддерживаемые местным сообществом, а также на взрослые, детские и смешанные зоны. Целью исследования являются изучение особенностей организации общественных пространств на примере двух дальневосточных городов (Хабаровска и Владивостока), степень их приспособленности для детей. За основу анализа городской среды взято шесть критериев – доступность, комфортность,
направленность на развитие, наличие зеленых насаждений, привлекательность, безопасность. Методами исследования стали наблюдение с фотосъемкой, нестандартизированное интервью с родителями (N = 7), анализ Интернет-форумов Vladmama, Khabmama. Анализ общественных пространств административных центров Хабаровского и Приморского краев позволил выявить тенденции их развития, а также обозначить основные проблемы. Сходные особенности развития заключаются в благоустройстве территорий «переднего плана» (формальных общественных пространств), появлении современных детских и спортивных площадок, усилении общественного участия в благоустройстве придомовых территорий и неформальных общественных пространств. Городские проблемы упираются в качество дорожных покрытий и уличного освещения, нехватку зеленых насаждений и неформальных общественных пространств, нарушение принципов материальной и физической доступности общественных пространств. В ходе изучения городской среды выделен еще один важный принцип организации общественных пространств – принцип зонирования.

Ключевые слова

дети, город, общественные пространства, комфортность, доступность, тенденции


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 1