Медиа как фактор формирования отношения к мигрантам

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Медиа как фактор формирования отношения к мигрантам

Научная статья

Фадеев П. В. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, erving45@gmail.com
ORCID ID=0000-0001-5767-0329
Медиа как фактор формирования отношения к мигрантам
// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 4. С. 108-128


Скачиваний статьи: 375
Рубрика: Социология средств массовой информации

Ссылка для цитирования:
Фадеев П. В. Медиа как фактор формирования отношения к мигрантам // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 4. C. 108-128.


For citation:
Fadeev P. V. The Media as a Driving Factor Behind the Attitude Towards Immigrants. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4. P. 108-128

Аннотация

Статья является попыткой осмысления деятельности СМИ и их роли в отражении вопросов миграции. Рассматриваются способы показа как самих переселенцев, так и событий, в связи с которыми они чаще всего упоминаются. С целью определения, присутствуют ли в потоке медийной информации скрытые стереотипы, настраивающие население против миграции, нами использовался специальный программный продукт «Медиалогия». Объектом исследования стали узбеки Санкт-Петербурга и Ленинградской области, таджики Калужской и украинцы Белгородской областей. Анализ сообщений, посвящённых петербургским узбекам, выявил существование негативного информационного фона, формирующего враждебный образ мигрантов. В Калужской области таджики зачастую оказывались вне поля зрения средств массовой информации (а если и попадали в фокус, то, как и в случае с петербургскими узбеками, в качестве нелегалов и правонарушителей). Сообщения о белгородских украинцах характеризовались преобладанием нейтральных констатирующих новостей. При этом присутствовал весь спектр мнений: от выражения сочувствия и поддержки до недовольства местных жителей. В заключении автор приходит к выводу, что последние пару лет мигрантам уделяется меньше внимания, что, с одной стороны, может рассматриваться как позитивная тенденция, так как внимание общественности концентрируется на других новостях, снижая межнациональную напряжённость; с другой – мало внимания уделяется культуре разных народов и их опыту совместного проживания в России.

Ключевые слова

СМИ, мигранты, установки, межэтническая напряжённость, контент-анализ


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4