Круглый стол: «Размышления о научной школе»

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Круглый стол: «Размышления о научной школе»

Научная статья
Круглый стол: «Размышления о научной школе»
// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 2. С. 11-35


Скачиваний статьи: 465
Рубрика: Научные направления и научные сообщества в современной российской социологии

Ссылка для цитирования:
Ядов В. А. Круглый стол: «Размышления о научной школе» // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 2. C. 11-35.


For citation:
. . Round Table: “Reflections on Scientific School”. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 2. P. 11-35

Аннотация

Круглый стол «Размышления о научной школе» посвящён классику современной российской социологии Владимиру Александровичу Ядову и сообществу учёных, долгие годы сотрудничающих с ним. В ходе обсуждения выявлены основные критерии научной деятельности этого сообщества, объединяющего социологов разных тематических направлений, возрастов и даже методологических подходов. Уделено внимание также проблеме существования и развития научных школ в современной науке. Идея осмысления наличия научных школ в социологическом сообществе очень важна для того, чтобы понять, что такое, собственно, наука в нынешней ситуации, каким образом она конструируется и функционирует. Ведь ткань научных сообществ очень сложная, она состоит не из отдельных персонажей, а из того, что вокруг каких-то персонажей формируется. Бурлит жизнь, которая подпитывает и этого персонажа, и тех, кто с ним рядом. По всей видимости, когда начинал Владимир Александрович, это и была такая идея: коллективная работа над исследовательскими проектами, проблемами, отвечающими запросам науки и общества. Это ключевой момент. Такой проект, в который многие вовлечены, порождает определённую синергию, и не исключён прорыв, возникновение школы. Непреложным условием существования школы признано наличие сильного и авторитетного лидера – не только признанного мэтра, но энтузиаста, готового постоянно генерировать свежие идеи, новые темы, применять инновационные теоретические подходы, руководить исследовательским процессом, опекать молодых учёных и помогать им. Высказывалось также мнение о том, что современная ситуация заключается в том, что многие люди заняты разными проектами, наука финансируется не только коллективными, но и индивидуальными грантами. Возникает разного рода конкуренция и всё, ей сопутствующее, – это неплохо, но не ведёт ли это к тому, что, по сути дела, формируются совершенно иные варианты научных организаций?

Ключевые слова

научное сообщество, методология исследования, стратегия научного исследования, лидерство в науке, научные направления


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 2