Влияние статуса пациента на поведение врачей

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Влияние статуса пациента на поведение врачей

Научная статья

Чирикова А. Е., д.соц.н., ст.н.с., главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, chirikova_a@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-7980-3150
Elibrary SPIN=6753-7431
Влияние статуса пациента на поведение врачей
// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 67-98


Скачиваний статьи: 884
Рубрика: Здоровье населения

Ссылка для цитирования:
Чирикова А. Е. Влияние статуса пациента на поведение врачей // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 67-98.


For citation:
Chirikova A. E. On The Influence Of Patient`s Status To Healer`s Behavior. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 67-98

Аннотация

В статье рассматривается влияние статуса пациентов на лечебную деятельность врачей разных специальностей, представляющих лечебные учреждения различного уровня. Исследование продолжает цикл эмпирических работ, начатый в Независимом институте социальной политики и продолженный в Высшей школе экономике под руководством С. В. Шишкина. Цикл посвящён анализу мотивации и неформальных правил деятельности российских врачей. Для сбора данных использовался метод интервью с врачами и руководителями системы здравоохранения. Показано, что современные врачи по-разному строят свою лечебную деятельность в отношении высоко- и низкостатусных пациентов, богатых и бедных больных, в отношении своих родственников и коллег. Анализ позволил сделать вывод о том, что медики по своим представлениям относительно значимости статусов делятся на две неравные группы. Первую группу, большую по численности, составляют врачи, защищающие принцип равенства пациентов в получении медицинской помощи. Это, как правило, врачи, выросшие из советского прошлого, для которых признать важность материального или социального статуса означает отказ от сложившихся морально-этических норм, которые им передали их учителя. Вторая группа – это врачи, которые признают значимость денег в современной жизни и убеждены, что их отсутствие может существенным образом повлиять на качество лечения. Вряд ли стоит думать, что медики это однородная социальная группа по своим морально-этическим нормам. Тот факт, что набор этих норм вариативен, свидетельствует о том, что процесс трансляции норм корпоративной этики внутри врачебного сообщества системно не осуществляется, а носит стихийный характер. Хотя нельзя сказать и обратного: что корпоративная этика полностью потеряла свою регулирующую роль для врачей. Одни держатся за принятые консервативные представления, другие же пытаются выработать новые ориентиры, но не решаются транслировать их всему сообществу в целом. В результате интеграция врачебного сообщества по схожести морально-этических норм затрудняется.

Ключевые слова

статус пациента, сценарии поведения врачей, богатые и бедные пациенты, родственные и корпоративные связи, внимание врача


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1