Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
К традиционным размышлениям о явных функциях образования (воспроизводство социально-профессиональной структуры общества) и его латентных формах (репродукция распределительных отношений) добавляются задачи развития государства, которые обретают высокую актуальность с точки зрения экономических достижений и с позиции удовлетворения потребностей человека и общества, что определяет актуальность проблемы исследования
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
В статье анализируется место различных форм культурной жизни в структуре жизнедеятельности молодёжи, её потребности, интересы и ценности. Включённость разных групп молодёжи в производство и потребление культуры, а также их влияние на этот процесс, рассматривается как отражение противоречивых тенденций формирования культурных предпочтений молодёжи и её положения в сфере культуры. Проведённый анализ позволил сделать вывод о достаточно представительной структуре культурных потребностей и одновременно о её деформации в связи с преобладанием пассивно-созерцательных форм и замкнутости в пределах собственного дома (просмотра телевизора и т. п.); сохранении ориентаций на основные виды деятельности, но и об изменении их форм и удельного веса в структуре досуга; переориентации молодёжи с потребностей в самосовершенствовании на гедонистическую потребность, утверждение смыслового восприятия культуры как удовольствия и развлечения, формирование в молодёжной среде соответствующих ожиданий от культурного потребления. Интересы в сфере культуры характеризуются слабой выраженностью и доминирующим значением реальных и виртуальных коммуникаций в той их части, которая представлена наиболее значимо; отражают противоположные ожидания от потребления классической и современной культуры, свидетельствуют о достаточно высоком творческом потенциале молодёжи как предпосылке участия в культурном производстве. Ценностное отношение современной российской молодёжи к культуре существенно изменяется под влиянием её жизненных ситуаций, степени стабильности и нестабильности условий жизни. В условиях стабильности повышается терминальное значение культуры, а в условиях риска – инструментальное. Изменение культурных потребностей, интересов и ценностей молодёжи в зависимости от социально-демографических характеристик разных групп показывает специфику ограничений участия молодёжи в производстве и потреблении культуры, дифференциацию её культурных предпочтений и форм культурной жизни. Отмечено сужение культурного пространства в зависимости от возраста и жизненных условий молодых людей. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ РАН в 2017 г. по выборке, репрезентативной для молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет, в семи субъектах РФ.
культура, молодёжь, культурное производство и культурное потребление, потребности, интересы, ценности
Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева У. М., Гадисова И. А. 2011. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». № 3 (16), 2011. С. 12–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-i-smyslozhiznennye-orientatsii-studentov-islamskih-i-svetskih-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.pdf [Дата посещения: 10.11.2018].
Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лекций для негуманитарных специальностей / С. Г. Галанова и др. М.: Знание, 1993. 240 с.
Здравомыслов А. Г. 1986. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. 223 с.
Инглхарт Р. 1997. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. № 4. С. 6–33.
Леонтьев Д. А. 1998. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. № 1. С. 13–25.
Магун В. С., Руднев М. Г. 2012. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Сб. докладов. В 4-х кн. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». С. 87–97.
Сорокин П. А. 2017. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В. В. Сапова. М.: Академический проект. 964 с.
Формирование мировоззренческой культуры молодежи / Отв. ред. В. Г. Табачковский. АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1990. 308 с.
Чупров В. И., Черныш М. Ф. 1993. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М.: Институт молодежи. 97 с.
George I. N., Uyanga U. D. 2014. Youth and Moral Values in a Changing Society // IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). Vol. 19. Issue 6. Ver. I (Jun.). P. 40–44.
Helve H. 2005. Borders and possibilities in youth research – a longitudinal study of the world views of young people. In Helve H. (Ed.), Mixed methods in youth research. Helsinki: Finnish Youth Research Network / Society. P. 57–81.
Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M. 2001. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology/ № 32. P. 519–542.
Schwartz Sh. H., Boehnke K. 2004. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. № 38. P. 230–255.
Thomson R., Holland J. 2004. Youth Values and Transitions to Adulthood: An empirical investigation Families & Social Capital. London: South Bank University, Family & Social Capital ESRC Research Group.
Uyanga U. D., Aminigo I. M. 2010. The Morally Autonomous Individual and National Development Imperatives in the Nigerian Nation // Trends in Educational Studies. № 5 (1, 2). P. 1–8.