Вы можете отправить статью в редакцию журнала.
Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи
Данная статья посвящена исследованию особенностей социального поведения молодежи Республики Тыва, вызовов и рисков ее адаптации к современным условиям жизни, социально-экономическим и социокультурным трансформациям
подробнее...
Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5
e-mail: vestnik@isras.ru
Обратная связь:
https://www.vestnik-isras.ru/feedback.html
Официальный сайт ФНИСЦ РАН https://www.fnisc.ru
Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
https://www.isras.ru/
Во введении к статье обосновывается актуальность темы формирования исторической памяти молодёжи в условиях меняющегося общества. Показана научно-теоретическая и практическая значимость социологического изучения данной проблемы. Представлена методика лонгитюдного исследования исторической памяти. Описывается объект исследования: учащиеся выпускных классов учреждений общего среднего образования и студенты первого и второго курсов учреждений высшего образования Гродно (Республика Беларусь). В основной части рассматриваются вопросы эволюции исторической памяти белорусской молодёжи. Эмпирической основой работы служат результаты трех социологических опросов, проведенных в 2010, 2014 и 2021 годах. Опросы были проведены по однотипной методике. Ставилась цель выявить особенности формирования и тенденции эволюции исторической памяти учащихся и студентов, уровень знаний и представлений о событиях Великой Отечественной войны, оценки прошлого и отношение к знаковым событиям истории. Описываются механизмы формирования и межпоколенческой трансляции исторической памяти. На основе полученных эмпирических данных анализируются содержательные особенности исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Важнейшим источником формирования исторической памяти молодёжи является школьное и университетское образование. Большинство опрошенных отмечают безусловную актуальность в современном обществе темы Великой Отечественной войны, подвигов, совершенных народами СССР в эти годы. Смена поколений актуализирует роль семьи как института исторической памяти молодёжи. Описывается влияние таких социализирующих факторов, как кинофильмы, интернет, телевидение. Рассматривается роль коммемораций как источника формирования исторической памяти ныне живущих поколений. Результаты проведенных исследований имеют практическую значимость. Полученные данные были внедрены в образовательный процесс, организуемый в учреждениях общего среднего и высшего образования. Материалы и выводы были рекомендованы органам государственного управления и иным организациям для использования при разработке основных направлений государственной молодёжной политики в Республике Беларусь и ее реализации на местах. В заключении работы представлены выводы по результатам проведенного исследования. Подчеркивается консолидирующая роль исторической памяти в развитии современного общества.
историческая память, Великая Отечественная война, учащиеся, студенческая молодёжь, учреждения высшего образования, семья, система образования, преемственность поколений